Программа производственной практики
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории социологии
Программа производственной практики
Учебно-методический комплекс
для бакалавриата по направлению
040100 – социология
Москва 2012
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Учебно-методический комплекс дисциплины
Составитель:
к. социол.н. доц. кафедры теории и истории социологии Анисимов Р.И.
.
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ООП ВПО
№_____ от_________________ Направление Социология
квалификация бакалавр
профиль ______________
(название)
________________._______
(подпись, ф.и.о.)
© Российский государственный гуманитарный университет, 2012
В соответствии с ФГОС ВПО практика является обязательной и представляет особый вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в процессе освоения теоретических курсов и специальных дисциплин, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Цель и задачи практики
Общей целью производственной практики является включение студентов в деятельность ведущих организаций, занимающихся проведением социологических и маркетинговых исследований, исследованиями в области рекламы и проведением рекламных компаний.
Цель производственной практики конкретизируется в ряде задач. Задачами практики являются:
- получение профессиональных навыков социолога посредством непосредственного участия в работе специализирующейся организации;
- приобретение опыта практической исследовательской работы;
- обучение методам и средствам сбора социальной информации и возможности их применения в профессиональной деятельности;
- изучение специфики деятельности организаций, занимающихся сбором социологических данных.
Место практики в структуре основной образовательной программы
Производственная практика относится к относится к дисциплинам «Гуманитарного, социального и экономического цикла» (Б.5) основной образовательной программы бакалавриата (ООП). Для прохождения производственной практики студент должен знать основные методы социологического исследования, правила построения выборки, основные теоретические концепции операционализируемые в различных программах исследования, уметь работать с различными статистическими программами, обладать навыками коммуникации с незнакомыми людьми, владеть грамотной речью, умением составлять аналитические отчеты и предложения для решения социальных проблем. Прохождение производственной практики предполагает знание таких предшествующих дисциплин «Математического, естественнонаучного и программно-информационного цикла» (Б2), как «Измерения в социологии», «Методы прикладной статистики для социологов», «Теория вероятностей и математическая статистика»; «Профессионального цикла» (Б3) как, «Методология и
методы социологического исследования», «Социология общественного мнения», «Социология маркетинга и рекламы» В свою очередь, учебная практика может рассматриваться как предшествующая для дисциплин «Профессионального цикла» (Б.3) «Социология коммуникаций», «Экономическая социология», «Социология труда».
Формы проведения практики
Производственная
Место и время проведения практики
Государственная Третьяковская Галерея (отдел социологических исследований), ВЦИОМ, Экспар-Аналитик, Ромир Мониторинг, Центр социологических исследований РГГУ с 22 июня по 5 июля 2013 г. (2 недели), и с 13 апреля по 10 мая 2014 г. (4 недели).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных (ОК):
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК 2);
готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК 3);
способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК 4);
умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК 5);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК 6);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 8);
способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК 9);
способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК 11).
Профессиональных (ПК):
способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК 1);
способность самостоятельно сформулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК 2);
способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК 3);
способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК 4);
умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК 5);
способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК 6);
способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК 7);
умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК 8);
способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК 9);
способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследований, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК 10);
способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК 11).
По итогам прохождения практики обучающийся должен
Знать:
- исследовательские парадигмы, применяемые в социологических исследованиях (ОК-9), (ПК-1);
- структуру и процедуру составления программы социологического исследования (ОК-11); (ПК-2), (ПК-2), (ПК-9), (ПК-10);
- основные методы социологических исследований (ПК-5), (ПК-11);
- нормативные правовые документы своей профессиональной деятельности (ОК-5), (ПК-7);
- статистические пакеты компьютерной обработки данных (ПК-8).
Уметь:
- обрабатывать массив данных (ПК-8);
- анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ОК-8), (ПК-2), (ПК-10);
- составлять аналитические отчеты по результатам исследования (ПК-3),(ПК-4);
- предлагать конкретные планы решения социальных проблем (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-10), (ПК-11);
Владеть:
- социологическим инструментарием конкретного социологического исследования (ОК-9), (ПК-1), (ПК-2), (ПК-5);
- навыками проведения социологического исследования (ОК-3), (ОК-4), (ОК-6), (ПК-2);
- методами компьютерной обработки и анализа собранного массива данных (ПК-8);
- навыками составления аналитического отчета по проведенному исследованию (ПК-3), (ПК-4), (ПК-6), (ПК-7).
Структура и содержание практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.
№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего и промежуточ-ного контроля
лекции прак тические рабо ты сбор и систе матизация мате риалов само стоя тель ная рабо защи та отчёта
та
1 Ознакомительная лекция 16 Собеседование
2 Работа в организации 216 Соответствующий раздел дневника практики
4 Подготовка отчёта 20 64 текст
5 Промежуточный контроль 8 зачёт/экзамен
ВСЕГО 16 216 20 64 8 324
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике;
Во время производственной практики по социологии используются следующие технологии: лекции, индивидуальное обучение методам работы «в поле», навыкам интервьюирования, правилам сбора информации, методам обработки полученных материалов. Предусматривается самостоятельная работа студентов в структурных подразделениях под контролем преподавателя и руководителя от организации. Осуществляется обучение правилам написания отчета.
№ п/п Раздел практики Виды учебной работы Формируемые компетенции (указывается код компетенции) Образовательные технологии
1. Ознакомительная лекция Лекция 1 ОК-5, ОК-6, ОК-8 Лекция
2. Работа в организации Практическая работа ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-9 Метод проектов
3. Подготовка отчёта Практическая работа ОК-9, ОК-11, ПК-3, ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11 Индивидуальный тренинг
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике;
Включают в себя рекомендации по сбору, обработке и анализу материалов, проверка и помощь в составлении отчета.
Формы промежуточной аттестации;
Включают в себя собеседование, взаимодействие с руководителями практики от организации на предмет их характеристик практикантов. Написание дневника практики в котором указывается место практики, содержание работы, краткий отчет практиканта о проделанной работе в котором он указывает, какие знания, умения, навыки были им приобретены, замечания по содержанию работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики;
а) основная литература:
1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.
2. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 489 с.
б) дополнительная литература:
3. Кинсбурский А.В. Как провести учебное социологическое исследование (Пособие для студентов социологических факультетов университетов) [Электронный ресурс]// Официальный сайт ИC РАН. - 2009. – Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html?id=1276
Программное обеспечение.
1. Программа MS Excel;
2. Программа SPSS.
Материально-техническое обеспечение практики
Рабочие места, оборудованные компьютерами со статистическими программами, а также с возможностью доступа в Интернет, на предприятиях.
Разработчики:
РГГУ Кафедра теории и истории социологии, к. социол.н., доцент. – Р.И. Анисимов
Эксперты:
РГГУ Кафедра теории и истории социологи, доцент кафедры – И.В. Воробьева
РГГУ Кафедра прикладной социологии, профессор кафедры – С.Н. Майорова-Щеглова
Программа одобрена на заседании ___________________ совета _______________от _____________, протокол № ______.
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Руководитель ООП ВПО
№_____ от_________________ направление «Социология»
(бакалавриат)
Профиль ________________
(название)
________________._______
(подпись, ф.и.о.)
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
в учебно-методическом комплексе по дисциплине «Введение в социологию» по направлению подготовки (специальности) «Социология» (бакалавриат) профиль на 2012__/2013_ учебный год.
1. В рабочую программу дисциплины вносятся следующие изменения:
1.1. Обновлены формы текущей и промежуточной аттестации студентов;
1.2.
2. В планы семинарских занятий; планы практических занятий и методические указания по их проведению вносятся следующие изменения:
2.1. .…………………………………..;
2.2. …………………………………...;
…
2.9. …………………………………… .
3. В методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы вносятся следующие изменения:
3.1. .…………………………………..;
3.2. …………………………………...;
…
3.9. …………………………………… .
Автор-составитель УМК
кандидат социологических наук,
доцент кафедры теории и истории социологии Анисимов Р.И.
Заведующий кафедрой теории и истории социологии Тощенко Ж.Т.