Интеллигенция в диалоге культур: Сб. статей

Интеллигенция в диалоге культур: Сб. статей / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований; Под общей редакцией Ж.Т. Тощенко. Редколлегия А.Е. Крухмалев, Н.М. Великая, М.Б. Буланова, М.С. Цапко, Р.И.Анисимов; Сост.: А.В. Круковская, Р.И. Анисимов.

Серия “Интеллигенция и современность” Выпуск VIII. М.: РГГУ, 2007. 510 с.

…Целью данного сборника является не анализ каждой из этих многообразных форм культуры, а их взаимодействие, диалог. Тем более, рассматривая это взаимодействие, мы обращаем внимание, что этот диалог может протекать по-разному. Во-первых, мы можем наблюдать взаимообогащение культур, когда ее представители взаимодополняют свое культурное взаимодействие. Во-вторых, нередко происходит процесс ассимиляции одной культуры другой, что не всегда протекает в бесспорных формах. В-третьих, нередко происходит и конфронтация культур между собой, что влечет угнетение, попрание прав одной из культур, а иногда и взаимное уничтожение. Это взаимодействие может протекать и в форме компромисса, и в форме адаптации, и в форме поглощения.

Иначе говоря, мы являемся свидетелями самых различных форм сочетаний и взаимодействий между огромным количеством культур. И разобраться в этом многообразии и многоцветии - огромная задача,

имеющая как научную, та и практическую значимость.

Настоящий сборник включает в себя ряд важнейших аспектов этого диалога.

Во-первых, читателям предлагаются статьи, в которых анализируется исторический и межпоколенческий (он тоже имеет исторический аспект) подходы к анализу роли интеллигенции в развитии этого аспекта культур. Это важно, так как любая культура имеем свои первые

шаги, предтечи, которые в то же время развивались от поколения к поколению. В соответствии с этим походом дается история участия интеллигенции в развитии культуры. Особое внимание уделяется

молодежи и ее отношению к наследию.

Во-вторых, роль интеллигенции в диалоге культур протекает в значительной мере в сфере науки и образования. Именно здесь проявляется творческий характер интеллигенции, именно здесь зарождаются новации, именно здесь возникают и формируются прорывные идеи и взгляды. Поэтому совокупность статей этого раздела нацелена на раскрытие творческого потенциала интеллигенции и его реализацию в самых различных областях духовного творчества.

В-третьих, интеллигенция является творцом своеобразных форм культуры в сфере экономики и политики. Эти культуры взаимосвязаны, ибо при характеристике экономической культуры невозможно

обойти ее политические характеристики, так же как и политическая культура обязательно выходит на экономические реалии.

И наконец, значительная часть диалогу культур уделено в таких весьма напряженных областях человеческого существования как этнонациональные и конфессиональные проблемы. Именно здесь вызревают серьезные напряженности и конфликты, которые представляют достаточно острые участки противостояния национальных и религиозных культур.

Рассмотрение всего спектра самых различных форм и методов диалога культур будет, на наш взгляд, способствовать согласованию многообразных появлений духовного потенциала стран, народов, социальных групп и сообществ, а также конкретных носителей культурных ценностей. Публикация этих материалов может стать ориентиром для осуществления различных социальных исследований, так как такой подход имеет огромные эвристические возможности для оригинального решения многих социально-культурных проблем.

Ж.Тощенко

 

Содержание

РАЗДЕЛ I

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ И МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОМ РАКУРСЕ

РАЗДЕЛ II

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА

РАЗДЕЛ III

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

РАЗДЕЛ IV

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА