Интеллигенция и идеалы российского общества

Интеллигенция и идеалы российского общества: Сб. статей / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований; Под общей редакцией Ж.Т. Тощенко. Редколлегия М.Б. Буланова, И.О. Шевченко, Д.Ж. Кондов, М.С. Цапко, Н.М. Великая, Н.И. Белова, А.А. Голосеева, С.Ю. Хурумов, А.Б. Росляков, Н.Р. Маликова, Р.И. Анисимов, Л.А. Орлова, В.И. Горбачева. Сост.: Р.И. Анисимов. Верстка и препресс: А. Пушина М.: РГГУ, 2010. 730 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические особенности изучения «идеала»

РАЗДЕЛ II. Историческая и социальная эволюция идеалов

РАЗДЕЛ III. Социально-политическое пространство идеалов

РАЗДЕЛ IV. Современные идеалы интеллигенции

РАЗДЕЛ V. Идеалы и ценностные ориентации молодежи

РАЗДЕЛ VI. Духовная жизнь и идеалы

 

Предисловие

Настоящая конференция посвящена чрезвычайно важной проблеме — идеалам, их роли и месте в жизни российского общества. Готовясь к ней, мы сформулировали проблемы, которые хотелось обязательно обсудить на этой научной встрече. К ним мы отнесли:

Сравнительный анализ идеалов прошлого и настоящего: что исчезло, что модифицировалось, что зарождается?

Существуют ли идеалы в современном российском обществе? Если есть, то какие?

Идеалы и идеология в современном российском обществе. Существуют ли идеалы, способные объединить всех россиян: сплачивающие и разобщающие идеалы.

Социальный, профессиональный, нравственный выбор: идеалы и реальность.

В процессе подготовки высказывались сомнения, а стоит ли обсуждать данную проблему. Не надумана ли она? Можно ли поднимать этот вопрос в то время, когда вокруг царит поклонению золотому тельцу? И стоит ли концентрировать на этом внимание — не лучше обратить силы на решение неотложных нужд и потребностей, а не отвлекать людей на что-то мифическое, несерьезное?

Мы глубоко уверены, что жить в обществе без идеалов — это как жить без крыльев, без будущего, без того, что должно человека вдохновлять как гражданина, как жителя любой местности или члена любого коллектива, как желающего и стремящегося принести людям добро и благо, что возможно только при объединяющих и вдохновляющих общих идеях.

Что касается определения сущности идеалов и их соотношения с идеями, то об этом лучше всех сказал Э. Дюркгейм: «Идеалы — это просто идеи, в которых изображается и обобщается социальная жизнь в том виде, как она существует в кульминационных пунктах своего развития» (Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1993. С. 300). Нужно также отметить, что идеалы предстают перед нами как: а) понятие, которое отражает реальность такой, какой она является, что находит отражение в том, чем руководствуются люди при существовании определенных проявившихся в жизни ориентиров; б) как ценностные идеалы, которые устремлены в будущее и которые надо достичь и которым подчинено преобразование реальности.

Именно анализу сущности идеалов, их соотношения не только с понятием «идея», но и с идеологией, с ценностями и уделено внимание в первой части этого сборника.

Анализ ценностей невозможно осуществить без рассмотрения проблем нравственности, морали, как и невозможно, представить цели и устремления людей без соотношения их с представлениями о справедливости, об учете других интересов, без уважения права на самобытность, веру в лучшее, что может вдохновить на поступки и дела во имя других людей, своей страны и даже человечества в целом.

Очевидно, что идеалы не являются нечто таким, что не изменяется во времени. Именно поэтому в ряде статей рассматривается эволюция целей, идей, идеалов, процесс их изменения. Особое внимание уделено и национальному аспекту этих проблем, что нашло отражение не только в анализе идеалов россиян (русских), но и других народов — украинцев, белорусов, казахстанцев (казахов). Идеи, высказанные по этому поводу, не бесспорны и поэтому нуждаются в дальнейшей разработке. Но несомненно, что исторический и этнонациональный аспект идеалов является важнейшим их компонентом, в котором сочетается и историческое и социальное время и менталитет народов.

Идеалы существуют не в безвоздушном пространстве. Поэтому вполне логично рассмотреть их роль, место в функционировании политики, экономики (последнее все же получило недостаточное освещение), в решении проблем культуры, образования и воспитания.

Отрадно, что получили освещение идеалы, которые существуют в молодежной среде, ибо как будущее невозможно без этой социальной группы, так и невозможно представить, чтобы эта группа не формулировала свои идеалы, существующие на всех уровнях ее жизни — как граждан своей страны, как жителей города или деревни, как участников и организаторов личной и групповой жизни.

В заключение необходимо особо подчеркнуть, что человеку не дано выбирать — иметь или не иметь идеалы. Как социальное существо чело век не может без них обойтись. Другое дело, какие это идеалы, которые находят отражение в целях, особенно если это касается организованных обществ (партий, политических или экономических объединений).

Идеалы организаций, объединений и других организованных сообществ нужно сопоставлять с сущностными силами людей, чтоб точнее определить их жизнеспособность, их соответствие социальным и гуманным устремлениям человечества.

Ж. Тощенко

Член-корреспондент РАН

Декан социологического факультета

Российского государственного

гуманитарного университета

 

 

Приобрести этот сборник и ранее вышедшие сборники конференции можно в каб. 386 социологического факультета РГГУ.