МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

Российский государственный гуманитарный университет

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Учебно-методический комплекс по курсу

 

 

 

Для специальности № 350100социальная антропология 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Учебно-методический комплекс

 

Составитель: Докт. социол. наук, профессор каф. прикладной социологии В.В. Солодников

 

 

Ответственный редактор

Д.ф.н., зав. кафедрой прикладной социологии проф.                В.Ф. Левичева

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании  совета социологического факультета РГГУ

Протокол заседания  №2  от 13.10.2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ©Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2009 г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине "Методология и методика социологических исследований" предназначен для студентов 5 курса дневного отделения, проходящих обучение по специальности "социальная антропология" и направлена на формирование у них отчетливого представления об «исследовательской кухне» смежной для них гуманитарной дисциплины.

Лекции и семинары с элементами практических занятий по методике и технике социологических исследований подчинены достижению основной цели курса - формированию у студентов-антропологов понимания методологической, методической и инструментально-прикладной специфики социологического знания, дополнения социально-антропологического ракурса изучения культуры социологическим анализом социальных проблем.

Задачи учебного курса:

  • обозначить специфику современного социологического знания;
  • дать представление об основных этапах исследовательского цикла и элементах программы социологического исследования;
  • показать познавательные возможности качественных и количественных методов исследования в социологии;
  • дать представление о выборке (ее различных видах и типах);
  • сформировать понимание основных видов обработки эмпирических данных;
  • дать представление об основных правилах интерпретации эмпирических социологических данных.

В результате усвоения курса "Методология и методика социологических исследований" студенты должны овладеть компетенцией, позволяющей четко представлять специфику социологии как науки, начиная от ее предмета и заканчивая исследовательскими техниками и интерпретационными схемами.

Программа включает в себя 8 тем, объединенных в три раздела. Предложенные к рассмотрению темы охватывают как знакомство студентов-антропологов с предметом социологии, ее основных исследовательских парадигм, так и все основные этапы проведения социологического исследования: разработка программы исследования, основные методы сбора первичной социальной информации, обработку и интерпретацию полученных данных.

Программа содержит также список рекомендуемой для самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы и темы рефератов.

Для лучшего усвоения студентами знаний по данной программе предполагаются дискуссии по вопросам проведения эмпирических исследований в социальной антропологии и социологии, промежуточные формы контроля в виде эссе. Итоговая форма контроля - экзамен.

 

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ И ПОНЯТИЙ

Анкета социологическая, анкетирование индивидуальное, анкетирование групповое, анкетирование почтовое, вопрос, выборка вероятностная, выборка квотная, выборка целенаправленная, выборки основа, выборки ошибка, генеральная совокупность, гипотеза, группировки статистические, документ, документов анализ, индекс, индикатор, инструкция, интервью индивидуальное, интервью групповое, интервью телефонное, интервью фокусированное, интерпретация данных, исследовательский цикл в социологии, контент-анализ, контрольная группа, меры центральной тенденции, меры изменчивости,  методология, метод, методика, многомерное шкалирование данных, наблюдение, обработка данных, объект исследования, одномерный анализ данных, операционализация понятий, операциональное определение, опрос, отчет о социологическом исследовании, парадигма в социологии, переменная (не-)зависимая, пилотажное исследование, поисковое исследование, показатель, полевое исследование, проблема социальная, программа социологическая, репрезентативность данных, респондент, статистика социальная, эксперимент психологический, эксперимент социальный, экспериментальная группа, эмпирическая информация.

 

РАЗДЕЛ I. Предмет и парадигмы социологии

Тема 1. Предмет социологии.

Понимание предмета социологии в зарубежной и отечественной науке.  Исторические трансформации трактовки предмета социологии в русской, советской, российской социологии.

Тема 2. Методологические парадигмы в социологии. Понятие методологии, метода и методики.

Методология как система принципов научного исследования. Отличие научного знания от квази-научного и теологического.

Специфика исследовательской методологии в основных социологических парадигмах (гуманитарной и естественно-научной): исходные теоретические положения и специфика методов сбора эмпирической информации.

Понятие методологии, метода и методики.

Основные этапы исследовательского цикла.

 

РАЗДЕЛ 2. Программа социологического исследования (методологический раздел)

Тема 3. Методологическая часть программы социологического исследования.

Логическая последовательность структурных элементов раздела (обоснование актуальности темы, разработанность темы в научных исследованиях, вторичный анализ литературы, предварительный системный анализ объекта, формулировка проблемы, уточнение операционализация понятий (поиск эмпирических индикаторов понятий),  определение объекта и предмета, формулирование цели и задач исследования, выдвижение гипотез, выбор методов сбора и анализа данных.

 

РАЗДЕЛ 3. Программа социологического исследования (процедурный раздел)

Тема 4. Основные элементы процедурной части программы социологического исследования. Понятие выборки.

Основные элементы процедурной части программы социологического исследования. Понятия выборочной и генеральной совокупности. Репрезентативность эмпирических данных. Виды выборки. Выбор метода сбора эмпирической информации.

Тема 5. Методы социологического исследования. Опрос.

Опрос: его виды и типы вопросов; их сильные и слабые стороны. Плюсы и минусы опроса как метода сбора первичной социологической информации, основная опасность опроса и способы борьбы с ней; основные требования к формулированию вопросов; основные правила конструирования опросника.

Тема 6. Методы социологического исследования. Наблюдение.

Наблюдение: его виды; их сильные и слабые стороны. Плюсы и минусы наблюдения как метода сбора первичной социологической информации; основные опасности наблюдения и способы борьбы с ними.

Тема 7. Методы социологического исследования. Анализ продуктов деятельности и эксперимент.

Анализ продуктов деятельности (прежде всего, - документов). Понятие документа в социологии. Его виды. Основные этапы, процедуры, категории (смысловые единицы) анализа и единицы счета в контент-анализе.

(Квази-)эксперимент в социальных науках: специфика информации, получаемой в эксперименте; его виды; понятие экспериментальной и контрольной групп, их рандомизации, зависимых, независимых и контролируемых переменных.

Тема 8. Обработка и интерпретация результатов социологического исследования. Отчет о результатах социологического исследования.

Вторичный и сравнительный анализ данных. Разработка схемы анализа данных. Основные интерпретационные схемы в социологии.

Отчет о результатах социологического исследования. Его виды. Практические рекомендации социолога и их внедрение. Завершение исследовательского цикла.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по курсу «Методология и методика социологических исследований»

для специальности 350100 - социальная антропология 

 

Обязательная:

1. Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации. (Познание через действие). – СПб: Институт социологии РАН, С.-Пб. - филиал, 1997.

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп.- М.: Магистр, 1996.

3. Белановский С.А. Глубокое интервью. – М.: Николо-Медиа, 2001.

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998.

5. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. – М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

6. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. Политиздат, 1985.

7. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.: Изд-во социально-психологический центр, 1996.

8. Основы прикладной социологии. / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М., 1995.

9. Социология: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Наука, 1995.

10. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. Ин-т "Открытое общество". М., 1998.

11. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт, 2001.

12. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации.- М.: Научный мир, 2001.

13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 1998.

14. Ядов В.А. Современная теоретическая социология.как концептуальная база исследования российских трансформаций. – Спб.: Интерсоцис, 2006.

 

Дополнительная:

1. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

3. Петров В. Наука и квазинаука с методологической точки зрения (режим доступа: http://www.atheism.ru/old/PetAth1.html)

4. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

5. Соколов М. Российская социология на международном рынке идей (режим доступа: http://www.polit.ru/science/2008/09/10/sokolov.html)

6. Солодникова И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. – М.: Ин-т молодежи, 1993.

7. Социальные науки в постсоветской России / Ред. Батыгин Г.С. и др. – М.: Академический проект, 2005.

8. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа //  СОЦИС. – 2005. - №1. – С.126-131.

9. Сычева В.С. Метод вторичного анализа // СОЦИС. – 1995. - №11. – С.128-131.

10. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2007.

11. Методические аспекты стандартизации эмпирических индикаторов исследований брака и семьи: (Программы и методики исследований брака и семьи) / Отв. ред. М.С.Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

12. Методические программы и методики исследований брака и семьи: (Программы и методики исследований брака и семьи) / Отв. ред. М.С.Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

13. Прикладные программы исследований брака и семьи / Отв. ред. М.С.Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

14. Программы социологических исследований молодой семьи / Отв. ред. М.С.Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

 

 

Контрольные вопросы к экзамену

 

1. Предмет социологии. Житейское и научное знание. Религиозный опыт. Специфика социальной антропологии.

2. Общая характеристика естественно-научной и гуманитарной парадигм в социологии.

3. Понятие методологии, метода и методики. Основные этапы исследовательского цикла.

4. Общие требования к программе социологического исследования.

5. Методологический раздел программы: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования.

6. Методологический раздел программы: системный анализ объекта и формулирование рабочих гипотез. Виды гипотез.

7. Методологический раздел программы: цель(и) и задачи. Операционализация основных понятий (концептуальная схема исследования).

8. Процедурный раздел программы: стратегический план (стратегия) исследования. Обоснование выборки. Понятия генеральной, выборочной совокупности и случайной выборки.

9. Методы сбора эмпирической информации в социологии: опрос.

10. Методы сбора эмпирической информации в социологии: анализ продуктов деятельности.

11. Методы сбора эмпирической информации в социологии: наблюдение.

12. Методы сбора эмпирической информации в социологии: эксперимент.

13.  Методическая специфика естественно-научной и гуманитарной парадигм в социологии.

14. Основные направления обработки результатов эмпирического социологического исследования.

15. Интерпретация результатов эмпирического социологического исследования.

16. Отчет о результатах социологического исследования: структура и виды.

 

Темы рефератов

  1. Эволюция представлений о предмете социологии.
  2. Предмет социологии и антропологии (сравнительный анализ).
  3. Научное и квазинаучное знание (по материалам периодической печати).
  4. Метод наблюдения в социологии и антропологии.
  5. Метод опроса в социологии и антропологии.
  6. Метод наблюдения в социологии и антропологии.
  7. Специфика анализа продуктов деятельности в социологии и антропологии.
  8. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в социологии и антропологии.
  9. Интерпретация результатов в социологическом и антропологическом исследовании.
  10.  Структура и виды отчетов об эмпирическом исследовании в социологии и антропологии.

 

План семинарских занятий.

Пояснительная записка

 

Излагаемый ниже план семинарских занятий по программе курса «Методология и методика социологического исследования» является, с одной стороны, продолжением и углублением лекционного раздела курса, поскольку последним не исчерпывается полнота проблематики социологического исследования.

С другой стороны, семинарские занятия позволяют максимально включить студентов в активное обсуждение проблем разработки и проведения социологического исследования.  

Семинарские занятия способствуют пониманию возможностей применения социологического исследования  в практике социально-антропологической работы.

Кроме того, они призваны способствовать развитию коммуникативных умений студентов, столь необходимых в их будущей профессиональной деятельности. Наконец, семинарские занятия являются необходимой формой педагогического контроля и повышения учебной активности студентов.

С учетом вышесказанного можно сформулировать следующие основные цели реализации плана семинарских занятий:

- более глубокое и детальное освещение отдельных разделов лекционного курса;

- активное  включение  студентов  в  обсуждение  проблем проведения социологического исследования;

- развитие у студентов понимания связи методологии и методики проведения социологических исследований со сбором антропологических данных;

- развитие коммуникативных умений студентов;

- осуществление педагогического контроля усвоения учебных знаний.

План семинарских занятий включает 8 тем, относящихся к различным разделам методологии и методики социологического исследования и строго согласуются с темами лекционного курса. По каждой теме предлагается перечень вопросов к семинару, а также список обязательной и дополнительной литературы, рекомендуемых к самостоятельному изучению.

 

Тематические разделы

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИИ.

Тема 1. Предмет социологии (2 часа).

Вопросы к семинару:

1. Какие взгляды на предмет социологии вы знаете?

2. В чем сходства и различия, сильные и слабые стороны житейского и научного знания, религиозного опыта?

3. Каковы методологические особенности квази-науки?

4. В чем специфика предметов социологии и социальной антропологии?

Литература:

Основная:

1. Социология: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Наука, 1995.

2. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт, 2001.

3. Тощенко Ж.Т.Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000 годы) // СоцИс. – 2009. - №№ 6 и 7.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 1998.

Дополнительная:

1. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. – М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

2. Петров В. Наука и квазинаука с методологической точки зрения (режим доступа: http://www.atheism.ru/old/PetAth1.html)

3. Свешникова О. Юбилей Геродота: шестидесятническое прошлое в зеркале современной социологии (режим доступа: http://polit.ru/research/2009/10/10/sveshnikova.html)

Соколов М. Российская социология на международном рынке идей (режим доступа: http://www.polit.ru/science/2008/09/10/sokolov.html)

4. Солодников В.В. В поисках духовного стержня общества: о преподавании основ православной культуры в средней школе // Мониторинг общественного мнения. – 2008. -  № 3(87).

5. Социальные науки в постсоветской России / Ред. Батыгин Г.С. и др. – М.: Академический проект, 2005.

 

Тема 2. Методологические парадигмы в социологии. Понятие методологии, метода и методики.

Вопросы к семинару:

1. Что такое научная парадигма?

2. Каковы основные парадигмы в социологии?

3. В чем состоят из исходные методологические принципы и специфика используемых методов сбора эмпирической информации?

4. Каково соотношение понятий: методология, метод, методика?

 

Литература:

Обязательная:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998.

2. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. – М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

3. Основы прикладной социологии. / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М., 1995.

3. Социология: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Наука, 1995.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 1998.

6. Ядов В.А. Современная теоретическая социология.как концептуальная база исследования российских трансформаций. – Спб.: Интерсоцис, 2006.

Дополнительная:

1. Солодникова И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. – М.: Ин-т молодежи, 1993.

2. Тощенко Ж.Т.Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000 годы) // СоцИс. – 2009. - №№ 6 и 7.

 

РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ)

Тема 3. Методологические парадигмы в социологии. Понятие методологии, метода и методики (4 часа).

Задание к первому семинару:

Обосновать актуальность своего дипломного проекта.

Обосновать его исследовательскую парадигму.

Дискуссия:

Актуальность и исследовательские парадигмы социологических и социально-антропологических исследований.

 

Задание ко второму семинару:

Обосновать стратегический план исследования.

Сформулировать гипотезы.

Представить вариант концептуальной схемы исследования (с использованием ключевых понятий)

Дискуссия:

Язык формулирования гипотез и концептуальная схема исследования как его рабочий инструмент.

Литература:

Обязательная:

1. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. Политиздат, 1985.

2. Социология: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Наука, 1995.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 1998.

Дополнительная:

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

3. Методические программы и методики исследований брака и семьи: (Программы и методики исследований брака и семьи) / Отв. ред. М.С.Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

4. Прикладные программы исследований брака и семьи / Отв. ред. М.С.Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

5. Программы социологических исследований молодой семьи / Отв. ред. М.С.Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.

6. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа //  СОЦИС. – 2005. - №1. – С.126-131.

7. Сычева В.С. Метод вторичного анализа // СОЦИС. – 1995. - №11. – С.128-131.

 

РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (процедурный раздел)

Тема 4. Основные элементы процедурной части программы социологического исследования. Понятие выборки. (2 часа).

Вопросы к семинару:

1. Что такое  генеральная совокупность?        

2. Понятие случайной выборки.

3. Неслучайные типы выборки.

4. Репрезентативность выборки.

5. Почему маленькая выборка может быть более репрезентативна, чем большая?

6. Целевая нерепрезентативная выборка.

Литература:

Обязательная:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998.

2. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. Политиздат, 1985.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 1998.

Дополнительная:

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

 

Тема 5. Методы социологического исследования. Опрос. (4 часа)

Задание к первому семинару:

1. Обосновать (не)использования метода опроса в своем исследовании.

2. Охарактеризовать разновидность используемого метода опроса, отметив ее сильные и слабые стороны.

3. Сформулировать ключевые вопросы исследовательского инструмента.

Дискуссия:

Использование метода опроса в социологических и социально-антропологических исследованиях.

Задание ко второму семинару:

1. Предложить опросный инструментарий.

Дискуссия:

Соблюдение правил конструирования опросника. Соответствие его содержания гипотезам и концептуальной схеме исследования.

Литература:

Обязательная:

1. Белановский С.А. Метод фокус-групп.- М.: Магистр, 1996.

2. Белановский С.А. Глубокое интервью. – М.: Николо-Медиа, 2001.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998.

4. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. Политиздат, 1985.

5. Основы прикладной социологии. / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М., 1995.

6. Социология: Учебник для высших учебных заведений/Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Наука, 1995.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 1998.

Дополнительная:

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

 

Тема 6. Методы социологического исследования. Наблюдение. (2 часа)

Задание к семинару:

1. Обосновать (не)использования метода наблюдения в своем исследовании.

2. Охарактеризовать разновидность используемого метода наблюдения, отметив ее сильные и слабые стороны.

3. Предложить инструмент наблюдения.

Дискуссия:

Использование метода опроса в социологических и социально-антропологических исследованиях.

Литература:

Обязательная:

1. Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации. (Познание через действие). С.-П. Институт социологии РАН. С.-П. - филиал, 1997.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998.

3. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. Политиздат, 1985.

Дополнительная:

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

 

Тема 7. Методы социологического исследования. Анализ продуктов деятельности и эксперимент. (2 часа)

Задание к семинару:

1. Обосновать (не)использования метода анализа продуктов деятельности или эксперимента в своем исследовании.

2. Охарактеризовать разновидность используемых методов, отметив их сильные и слабые стороны.

3. Предложить схему анализа продуктов деятельности или эксперимента.

Дискуссия:

Использование методов анализа продуктов деятельности и эксперимента в социологических и социально-антропологических исследованиях.

Литература:

Обязательная:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998.

2. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. Политиздат, 1985.

3. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.: Изд-во социально-психологический центр, 1996.

4. Основы прикладной социологии. / Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М., 1995.

5. Социология: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Наука, 1995.

Дополнительная:

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

 

Тема 8. Обработка и интерпретация результатов социологического исследования. Отчет о результатах социологического исследования. (2 часа).

Вопросы к семинару:

1. Основные направления обработки количественных и качественных данных.

2. Интерпретация полученных данных и стратегический план исследования.

3. Виды отчетов о результатах социологического исследования и проблема внедрения практических рекомендаций.

Основная литература.

1. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., Наука, 1986.

2. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. Ин-т "Открытое общество". М., 1998.

3. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации.- М.: Научный мир, 2001.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности - М.: Добросвет, 1998.

Дополнительная литература.

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

3. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа //  СОЦИС. – 2005. - №1. – С.126-131.

4. Сычева В.С. Метод вторичного анализа // СОЦИС. – 1995. - №11. – С.128-131.

5. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Методология и методика социологических исследований»

 

Тема

Всего

Лекции

Семинары

РАЗДЕЛ 1. Предмет и парадигмы социологии

1.

Предмет социологии.

4

2

2

2.

Методологические парадигмы в социологии. Понятие методологии, метода и методики.

4

2

2

РАЗДЕЛ 2. Программа социологического исследования (методологический раздел)

3.

Методологическая часть программы социологического исследования:

  • Актуальность
  • Проблема, проблемная ситуация
  • Предмет, объект и задачи
  • Гипотезы
  • Концептуальная схема (ключевые понятия)
  • Стратегический план

8

4

4[1]

 

РАЗДЕЛ 3. Программа социологического исследования

(процедурный раздел)

4.

Основные элементы процедурной части программы социологического исследования. Понятие выборки.

4

2

2

5.

Методы социологического исследования. Опрос.

8

4

4

6.

Методы социологического исследования. Наблюдение.

4

2

2

7.

Методы социологического исследования. Анализ продуктов деятельности и эксперимент.

4

2

2

8.

Обработка и интерпретация результатов социологического исследования. Отчет о результатах социологического исследования.

4

2

2

 

ИТОГО

40

20

20

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура итогового эссе по курсу

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социальная антропология (5 курс)

Последовательность разделов разрабатываемой

программы исследования

(на базе дипломного или иного исследовательского проекта)

1. Автор (ФИО)

2. Тема проекта

3. Актуальность темы исследования

4. Уточнение и интерпретация (операционализация) основных понятий (на основе предварительного анализа предмета исследования). Выбор и обоснование исследовательской парадигмы (теоретической ориентации).

5. Проблема (проблемная ситуация) исследования

6. Принципиальный (стратегический) план исследования (один из пяти) и его стратегия (одна из двух). Их обоснование.

7. Предмет и объект исследования. Характеристика выборки

8. Цель, задачи и гипотезы исследования

9. Концептуальная схема исследования и обоснование методов сбора информации (с указанием их точной разновидности)

10. Логическая схема обработки предполагаемых результатов исследования

11. Библиография/литература

 

Рейтинговая система контроля

 

Название работы

Количество баллов

Активная работа на семинарских занятиях, участие в дискуссиях

28

Написание эссе на основе дипломного проекта студента

28

Итоговый экзамен

44

 

 

 



[1] После завершения методологического раздела программы социологического исследования проводится промежуточный контроль работ студентов.