Учебно-методический комплекс по курсу "Социология труда"

 

для студентов факультета социологии, III курса, специальности «Социолог», специализации «Общая социология», «PR», «социология маркетинга» и др.

 

 

Программа курса «СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»

 

 

Программа курса «Социология труда» рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры прикладной социологии факультета социологии РГГУ

 

 

Пояснительная записка

к программе курса «Социология труда»

для студентов факультета социологии, III курса, специальности «Социолог», специализации «Общая социология», «PR», «социология маркетинга» и др.

 

Предметом курса является социальный механизм функционирования производственных отношений, процесс его реализации, постоянного обогащения и модернизации в современных условиях.

Профессиональная цель курса - сформировать у студентов, во-первых, комплексное видение положений теории и практики раскрытия и реализации трудового потенциала работников, а также поиска социальных резервов и глубинных латентных ресурсов, возвышающих человека и общество в их взаимодействии с природой и влияющих на эффективность труда и производства, во-вторых, навыки применения полученных знаний в будущей практической работе.

Профессиональные задачи курса:

1. Усвоение генезиса теоретико-методологических положений о социологии труда, социальных резервах и ресурсах труда.

2. Изучение сущности и механизмов социальных отношений, возможностей человеческих ресурсов в сфере труда в аспекте их постоянного развития и обогащения.

3. Овладение основами исследования социальных факторов и резервов повышения эффективности общественного труда.

4. Углубление теоретических знаний, раскрывающих процессы взаимодействий социальных отношений с экономическими, политическими и духовными отношениями и процессами в сфере труда, в том числе и за пределами производства.

5. Усвоение социологических, социально-психологических и социально-экономических приемов и методов изучения и использования социальных резервов труда.

6. Ознакомление с опытом решения социальных проблем труда, практикой их регулирования и разрешения, как на отечественных предприятиях, так и за рубежом.

7. Приобретение базовых навыков практической работы по использованию инструментария, сбору эмпирических, статистических и прочих необходимых материалов, их комплексной оценке, анализу и классификации в части, касающейся решения социальных проблем труда.

Образовательная цель курса - углубление знаний о возможностях работников в сфере труда.

Образовательные задачи курса:

- формирование умений эффективного поиска информации;

- овладение способностей к анализу, суждению и принятию решений;

- усвоение навыков к реализации личных и коллективных планов.

Актуальность разработки программы

Необходимость разработки новых подходов формирования и содержания программы связана с тем, что большинство опубликованных учебных программ обладает рядом недостатков. Во-первых, они акцентируют внимание на проблемах экономической социологии, и как следствие в них рассматриваются общие социально-экономические вопросы. Во-вторых, многие написаны в рамках производственных концепций и, по сути, отражают технократический подход к человеку и не учитывают современный этап трудовых отношений. В-третьих, тематика значительного числа программ напоминает перечень важных актуальных проблем, однако при этом трудно понять, какой логике эта структура подчинена, т.к. это, скорее всего, является просто набором актуальных тем. Упущением программ по социологии труда служит и отсутствие в настоящее время программ (и даже нет попыток их создания), которые бы отражали процессы современного производства в России. Сложность преподавания курса состоит и в том, что практически нет ни одного источника, к которому можно было бы обратиться за исчерпывающими знаниями.

Особенности программы

Программа разработана на основе инноваций с учетом анализа отечественной и зарубежной науки, многолетней производственной, научной и педагогической практики, а также с учетом современных реалий, как в сфере труда, так и за пределами производства.

Более того, критический анализ имеющихся программ позволил создать программу комплекса выделяющуюся среди ранее изданных. При формировании разделов использовался новаторский подход изложения учебного материала - изучение социологии труда через раскрытие сущностных сил работника в сфере производства.

Особенность программы проявляется и в оригинальности ее структуры, связанной с представлением объективной логике выявления социального потенциала работников. Логика программы подчинена тому, чтобы раскрыть, как исторически возникло внимание к социальным проблемам труда, какие этапы и стадии оно прошло, и какое отражение эти проблемы находят в современной науке и на практике. Учебный комплекс дает представление о том, как шло и продолжает идти обогащение знаний и методов использования возможностей работников, какие на этом пути были открытия и утраты, как шел объективный процесс оценки и использования на практике социальных резервов труда.

Новизна программы курса

1. Комплексность в историческом и логическом аспекте, что с одной стороны, выражено в генезисе идей, отражающих развитие производства, с другой, в систематическом изложении всех социальных резервов труда, имеющих отношение к его организации и исполнению.

В соответствии с концепцией изучения курса подача материалов обусловлена логической связью, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами.

2. Преемственность социологических теорий труда, что позволяет выявить достижения современной социологии труда, объяснить органическую и в то же время новаторскую связь между классическими и современными социологическими теориями, видеть специфику развития социологической мысли на всех этапах развития индустриального общества, социально-экономические и социально-культурные предпосылки использования социальных резервов труда.

3. Новаторская логика изложения учебного материала. Учебно-методический комплекс предусматривает органическое единство глав в учебнике, соответствующие главы в хрестоматии, в которой подбор текстов осуществляется в исторической ретроспективе и аналогичные главы в практикуме, где для каждой главы представлен широкий спектр активных форм учебных занятий (семинар, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм и др.).

В то же время каждая глава комплекса, являясь необходимой частью курса социологии труда, одновременно имеет самостоятельное значение и может использоваться в контексте изучения других сфер общественной жизни.

4. Тесная связь с жизнью. Курс нацелен научить студентов применять полученные знания, ориентироваться в реальных социальных процессах и самостоятельно их объяснять.

Курс призван представить материалы социологии труда в доступной форме, подготавливающей студентов к восприятию современной социальной жизни в России. Одновременно это создает потребность повышения их интереса к происходящим в стране и мире социальным преобразованиям в сфере труда.

5. Обучение навыкам социологического анализа социальных процессов. Ознакомление студентов с генезисом идей в истории социологической мысли, формирование у обучаемых объективного взгляда на современные теории труда, должно сочетаться с умением выявить, с одной стороны, внутренние противоречия современного трудового процесса, с другой - знать возможности по использованию методов социологии труда для анализа современной социальной реальности.

6. Многоадресность. Логика становления и функционирования социологических теорий труда от начала и до конца XX века, представляет интерес не только для будущих социологов, но и для экономистов, историков, юристов, психологов, что должно способствовать развитию у студентов склонности к самостоятельному осмыслению и умению анализировать первичную информацию, получаемую в рамках прикладных социологических исследований с учетом специфики категорий их специальностей.

Оригинальность авторского подхода к преподаванию программы

Методика преподавания строится на активном вовлечении студентов в проведение каждого занятия: рефераты, доклады, круглые столы, дискуссии по проблемам на семинарских и практических занятиях. Используются также различные формы участия студентов в социологических исследованиях, нацеленных на выявление сущности социальных резервов производства, их особенностей, роли и значимости в развитии современного общества.

Учитывая, что данная программа базируется на сочетании теоретических и прикладных исследований отечественных и зарубежных ученых, в учебном процессе применяются результаты социологических исследований различных уровней: всероссийских, региональных, муниципальных и отраслевых, отражающих динамику социальных процессов, осуществляющихся в сфере производства.

Ценность учебного комплекса предопределена и имеющимся в нем специально отобранным информационным материалом. Эмпирические результаты социологических исследований, а также динамика статистических данных федерального, регионального и муниципального уровней, раскрывающие состояние, тенденции и направления развития социальных процессов в сфере труда, позволяют приблизить практические занятия к реальной жизни. Более того, дают возможность использовать их как инструмент для поиска оптимальных решений имеющихся проблем.

Повторность составления и внесенные изменения.

Программа курса ежегодно (с 1991 г.) дополняется новыми методологическими и методическими положениями. В ней отражаются теоретические результаты последних научных исследований, в частности, огромного эмпирического массива как всероссийского, так и регионального уровней, массового и экспертного опросов, проводящихся в рамках мониторинга, применяется и вторичный анализ соответствующих исследований, имеющих практическую значимость для решения учебных проблем.

Программа курса имеет многолетнюю апробацию ее разделов во многих учебных учреждениях. Она востребована среди преподавателей и обучающихся не только в большинстве регионов России, стран СНГ (Казахстан, Армения, Белоруссия, Молдавия и др.), но и государств дальнего зарубежья (Германия, Канада, Польша и пр.).

Программа курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «..............».

Связь с другими курсами

Изучение данного курса опирается на знание основ общепрофессиональных дисциплин: общей социологии, экономики, истории, психологии, правоведения, статистики и др. Ибо в силу специфики исследовательского поля содержание курса тесно взаимодействует с социальной психологией, социологией управления, социологией организации, социальной демографии и другими отраслями социологии, чьи фундаментальные исследования являются базой для выявления социальных резервов работников.

Хронологические рамки программы включают учебные материалы, охватывающие несколько столетий (с XIX в. и по настоящее время), что обеспечивает возможность комплексного видения социальных процессов, развития их в динамике, а также концентрации изучения на наиболее важных и актуальных направлениях в сфере труда.

Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения учебного комплекса студенты должны:

- знать научные воззрения о труде, о возможностях работников в сфере труда;

- иметь целостное представление о труде как общественном явлении, о социальном потенциале производственных организаций;

- выявлять ресурсы и резервы социальных отношений, определять направления для их эффективного использования;

- понять научную основу для управления социальной жизнью трудовых коллективов на всех этапах функционирования производства и общества в целом;

- уметь ориентироваться и применять на практике полученные знания для совершенствования форм и методов улучшения условий труда, организации труда и поиска других социальных резервов производства.

В рамках программы курса используются следующие методы изучения дисциплины: анализ литературы и источников, деловые и ролевые игры, дискуссии, имитации и анализ конкретных ситуаций и т.д.

Положительный эффект в освоении знаний создает преемственность и последовательность в изучении тем, многообразие организацион­ных форм занятий: лекции и практические занятия; лекции и семинарские занятия.

Важным дополнением к материалам учебного комплекса являются различные виды практических занятий (фокус-группа, деловая игра, мозговой штурм, выездные практические занятия и др.), а также совокупность форм и способов активизации студентов (интерпретация друг друга, активная пауза и пр.), обеспечивающие успешное проведение занятий, снимающие напряжение, повышающие внимание и интерес студентов к знаниям.

Формы текущего и итогового контроля знаний органически включены в учебный процесс. Организованность и равномерность учебной нагрузки определяются тем, что итоговая зачетная оценка состоит: 1) посещения занятий (наличия конспектов всех лекций); 2) участия в практических занятиях (наличие материалов по подготовке к практическим занятиям); 3) реферат на избранную тему; 4) итоговая контрольная работа, включающая основные темы и решение практических задач.

Заключительным звеном в учебном процессе является зачет, имеющий целью проверку знаний студентов по освоению теории и овладению навыков применения полученных знаний при решении практических задач, предполагающих самостоятельную работу с эмпирическими данными социологических исследований в сфере производства. При этом зачет носит сугубо индивидуальный характер.

 

Тематический план

 

Темы занятий

Формы

занятий

Количество часов

1.

Вводная часть. Социальные грани труда

Лекция

2

2.

Основные понятия социологии труда и социальных резервов труда

Практическое занятие

2

3.

Экономический человек (концепция экономического человека в трудах Тейлора, Форда, Шумпетера)

Лекция

 

Практическое занятие

2

 

2

5.

Технологический человек (социально-технологические проблемы труда в работах Эриксона, Черча, Керженцева, Янга)

Лекция

 

Практическое занятие

2

 

2

6.

Профессиональный человек (проблемы профессионального обучения и подготовки в работах Форда, Гастева)

Лекция

 

2

7.

Социально-биологический человек (социальные проблемы условий труда в работах Файоля, Струмилина)

Лекция

2

8.

Социально-психологический человек (концепция социально-психологических отношений на производстве Мейо, Шибутани)

Лекция

2

9.

Управленческий человек (генезис идей соучастия людей в управлении производством от Эмирсона до Кейнса)

Лекция

 

Практическое занятие

2

 

2

10.

Конфликтный человек (сущность и особенности трудовых конфликтов в XX веке)

Практическое занятие

2

11.

Творческий человек (поиск форм преодоления отчуждения труда. Новые методы побуждения творческого потенциала работников.).

Практическое занятие

2

12.

Работник как потребитель (теории мотивации и их современные интерпретации).

Практическое занятие

2

13.

Социально-политический человек (проблемы взаимодействия политики и экономики на производстве).

Лекция

2

14.

Бытовой человек (работник как житель и как участник производства).

Практическое занятие

2

15.

Авангардные технологии. Сущностные изменения в содержании и структуре труда на современном этапе.

Лекция

2

 

Итого

 

36

 

Тематические разделы

Тема Введение. Предтеча социологии труда.

 

Труд как исходная категория. Изменение представлений людей о процессе исторической практики. Формирование научных представлений о труде. Социологическое понимание категории «труд».

Место социологии труда в науках о труде: физиологии труда, гигиена труда, экономика труда, психология труда, статистика труда, эргономика труда, трудовое право и др. Специфика социологического подхода к изучению труда.

Понятийный аппарат социологии труда. Процесс его постоянного уточнения и обогащения. Взаимодействие с социологическими теориями.

Литература:

Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник. - М., 1999.

Жеманов О.Н. Буржуазная индустриальная социология. - М., 1974.

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. - М., 1987.

Кузьминов Я.И. и др. Отчуждение труда: история и современность. - М., 1989.

Кутта Ф. Человек, труд, техника. - М., 1970.

Маркович Д. Социология труда. - М., 1998.

Подмарков В.Г. введение в промышленную социологию. - М., 1979.

Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда. - М., 1999.

Социология труда. Учебник. Под ред. Н.И. Дряхлова и др. - М., 1993.

Чангли И.И. Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования. - М., 1973.

 

Тема Экономический человек

 

Стимулирование труда - первая страница в раскрытии социального потенциала человека. Материальная заинтересованность - начало пути осмысления роли и значения социальных резервов в повышении эффективности труда. Роль Ф. Тейлора в открытии и обосновании методов заинтересованности работников в процессе производственной деятельности.

Постепенное обогащение идей о стимулировании труда. Переход от стимулирования отдельного человека к стимулированию производственных объединений работников. От материального к моральному стимулированию. Новые идеи о стимулировании труда на современном этапе развития экономики.

Проблемы стимулирования труда в условиях многоукладной экономики России, поиск путей заинтересованности работника, обеспечение единства целей работника и производства. Косвенные рычаги согласования их интересов.

Плюсы и минусы современных теорий стимулирования труда.

 

Литература:

Тейлор Ф. Менеджмент. - M., I 992.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.,1989.

Научная организация труда и управления. Сб. - М.,1965.

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. - М., 1987

Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М., 1992

Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда (Актуальные вопросы социологии труда). - М., 1990

Эпштейн С.И. Индустриальная социология в США. - М., 1972

Тема Технологический человек.

Проблемы организации труда и ее социальные резервы - вторая

страница в раскрытии сущностных сил человека. Первые опытные разработки современной организации труда в работах Ф. Тейлора и Г. Форда. Специфика организации труда и учета его социальных ресурсов по сравнению с проблемами организации производства. Советские (отечественные) ученые А.К. Гастев и П.М. Керженцев и их вклад в разработку проблем научной организации труда.

Этапы эволюции в теории и практики организации труда - от организационных проблем рабочего места до организаций работы в крупных производственных комплексов. Развитие социальных проблем организации труда в условиях индустриального и постиндустриального общества. Антропроцентристские и техноцентристские (ресурсосберегающие) концепции организации труда на производстве.

 

Литература

Гастев А.К. Как надо работать. - М., 1972.

Журавский А.Ф. Научная организация труда. - М.-Л., 1926.

Керженцев П.М. Принципы организации. - М., 1968.

Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента: Ф.Тейлор и А.К. Гастев. - СПб, 1998

Управление - это наука и искусство: Ф. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М., 1992

Научная организация труда и управления. Сб. - М., 1965. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. - М., 1982.

Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда.- М., 1990.

Форд Г. Сегодня и завтра. - М.,1992

Эпштейн С.И. Индустриальная социология в США . - М., 1972. Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995.

 

Тема Профессиональный человек

 

Профессиональная подготовка и обучение - следствие решение проблем стимулирования и организации труда. Умения и навыки как исходный пункт профессионального мастерства работника. Рост взаимосвязи технологических потребностей производства с квалификацией работника.

Этапы повышения профессионального мастерства: индивидуальное обучение, групповая подготовка кадров, массовая профессиональная учеба.. Проблемы профотбора и профессиональной учебы. Повышение и обновление квалификации - залог долгосрочной стабильности и устойчивости рабочих и инженерных кадров. Специфика обучения и повышения квалификации рабочих, инженерно-технических специалистов и руководящего персонала. Виды и формы профессиональной учебы и обновление методов повышения ее эффективности.

Литература :

Кревневич В.В. Социальные последствия автоматизации. - М., 1985.

Кузнецов С.В. Социальные резервы повышения эффективности трудовой деятельности. - СПб., 1996.

Мартынова Н.И. Трудовой потенциал работника, проблемы функционирования и развития. - Екатеринбург, 1998.

Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда. - М., 1989.

Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995

 

Тема Социально-биологический человек

 

Условия труда как фактор повышения эффективности труда. Этапы в осмыслении и использовании резервов труда, отражающих сущность и специфику социобиологическую природу человека. Влияние элементарных, санитарно-гигиенических и долгосрочных факторов в обеспечении эффективных возможностей использования социально-биологических особенностей организации труда на производстве.

Эволюция представлений о формах и методах улучшения условий труда. Поиски находки на пути открытия и применения этих условий организации труда. Коллизии 70-х годов в производственных коллективах. Проблемы профилактики труда. Роль охраны труда и соблюдения требований техники безопасности в повышении результативности и производительности труда.

 

Литература:

Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М., 1992.

Кревневич В.В. Социальные последствия автоматизации. - М., 1985. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. - М., 1987.

Маркович Д. Социология труда. - М., 1998

Социология труда в новых условиях. - Самара. 1992.

Человек в инновационной экономике XX века. - М., 1994.

Тема Социально-психологический человек

Социально-психологические резервы - принципиально новый этап в использовании социальных возможностей работника. «Человеческие» отношения на производстве и роль Э. Мейо в исследовании социально-психологических параметров труда и производства.

Уровни и степень зрелости социально-психологических отношений. Обогащение идей социально-психологического климата в 1960-90-е годы Специфические особенности советской и современной моделей человеческих отношений и оценка их роли в становление отечественной социологи труда.

Литература.

Вильховченко Э.Д. Критика современной буржуазной теории «человеческих отношений» в промышленности. - М.,1971

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. - М., 1987.

Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. - М., 1979

Новиков Н.В. Критика современной буржуазной науки о социальном поведении.

- М., 1966.

Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. - М., 1965.

Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда. - М., 1990.

Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. - М., 1978.

Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. - М., 1990

Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995.

 

Тема Управляющий» человек

 

Соучастие в управлении - важнейший резерв повышения эффективности труда и производства. Этапы вызревания идей участия работников в управлении как отражение, во-первых, идей совершенствования управления, менеджмента, во-вторых, как процесса приобщения каждого работника в дела производства. Первые опыты превращения работника из исполнителя в участника управленческого процесса. Разные подходы к решению этой задачи в странах Западной Европы, США, стран Востока.

Принятие управленческих решений как результат совместной деятельности руководителей, инженерно-технического персонала и всех работников производства. Современные методы включения работника в управление производством. Социальное партнерство, его сущность и особенности реализации на производстве.

Литература:

Кузнецов С.В. Социальные резервы повышения эффективности трудовой деятельности. - СПб., 1996

Мартынова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. - Екатеринбург., 1998

Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда. - М., 1989

Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995.

 

Тема Творческий человек

От исполнителя к первому опыту привлечения человека к решению творческих задач. Этапы и формы раскрытия человеческого потенциала работников производства. Творческий труд и творческое отношение к туру: общее и специфическое. Объективные и субъективные причины, препятствующие привлечению работников к участию в постоянном творческом поиске. Роль рационализаторства и изобретательства. Другие формы рационализации производства и труда. Методы организации творчества. Препятствия на пути побуждения работника к творческой работе. Уровни и выводы из истории использования творческого потенциала в СССР. Современные методы и особенности поощрения и поддержания творчества.

Профессионализм и творчество - базовые характеристики современного работника. Перспективы развития творчества на производстве.

 

Литература:

Жигунов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. - Свердловск., 1990

Кириллова Н.Н. Творчество. Личность. Образование. - М., 1995

Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. - М., 1987

Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. /Проблемы социологии труда. - М., 1992.

Человек в инновационной экономике XX века. - М., 1994.

 

Тема Бытовой человек

Учет бытовых проблем работающего человека - современный этап в развитии социологии труда. Первые опыты становления и развития производственного быта.

Усложнение взаимосвязи между производством и бытом и необходимостью ее использования в рациональной организации труда.

Социальная инфраструктура производства. Увеличение социальных функций производства за счет обеспечения рациональной повседневной жизни работника. Постоянное расширение зон влияния к бытовым условиям на производстве. Опыт западной и советской, современной модели, их сравнение и оценка. Изменение форм и методов внимания к решению вопросов, затрагивающих внепроизводственную жизнь работника.

 

Литература:

Кабо Е.О. Очерки рабочего быта. - М., 1928

Клопов Э.В. Гордон Л.А. Человек после работы. - М., 1972

Орлов А.С. Социология рекреации. - М., 1995

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. - М., 1980.

Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995 (социальная инфраструктура, быт, образ жизни).

 

Тема 12. Социально-политический человек

 

Работник производства в системе социально-экономических и политических отношений. Возрастание роли макроэкономических индикаторов в повседневной жизни населения. Отношение и оценка деятельности государства в сфере производства и труда как показатель социально-политической корректности сознания и поведения занятых на производстве. Влияние безработицы и материального благосостояния на активность работников.

Политическая активность работников, ее формы и методы. Генезис форм общественного протеста в условиях рыночной экономики России: от форм индивидуального протеста к захвату предприятий, нанесение ущерба всей экономике вплоть до насильственных актов против государства и руководства предприятиями. Появление новых форм социально-политической активности и их использование в практике давления на власть.

 

Литература:

Вятр Е. Социология политических отношений. - М., 1979

Дмитриев А.В. Политическая социология в США. - Л., 1971

Левада Ю.А. Советский человек. - М., 1996

Мискевич А.Б. Общественно-политическая активность: проблемы развития. - Минск., 1991

Политическая социология. Под ред. Ж.Т. Тощенко - М., 2002

Производственная демократия: теория, практика и проблемы внедрения. - Л., 1992

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 1998.

 

Тема 13. Будущее социальных резервов труда

 

Появление принципиально новых технологий (ГПС, работотехника, биотехнологии и др.) и их влияние на коренное изменение представлений о социальных резервах труда. Качественно новое состояние структуры рабочей силы. Включение науки в непосредственно производительную силу. Изменение форм и методов подготовки и обновления квалифицированных кадров. Новая жизнь стрессов и пути их снятия (снижения).

 

Литература:

Курицин А.Н. Секреты эффективной рабочей силы в США и Японии. - М., 1984

Новая технология как инструмент экономической власти и фактор риска. - М., 1990

Человек в инновационной экономике XX века. - М., 1994.

 

 

Список источников и литературы

 

I. Обязательная литература

1.1. Учебники и учебные пособия

  1. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М., 1972. - С.
  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1999. - С.
  3. Жеманов О.Н. Буржуазная индустриальная социология. - М., 1974. - С.
  4. Жураковский А.Ф. Научная организация труда. - М-Л., 1926. - С.
  5. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. - М., 1971. - С.
  6. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М., 1995. - С.
  7. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. - М., 1968. - С.
  8. Маркович Д. Социология труда. - М., 1998. - С.
  9. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 1999. - С.
  10. Научная организация труда. - М., 1965. - С.
  11. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. - М., 1979. - С.
  12. Пригожин А.И. Социология организаций. - М., 1980. - С.
  13. Ромашов О.В. Социология труда. - М., 2001. - С.
  14. Соколова Г.М. Социология труда. - Мн., 2002. - С.
  15. Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
  16. Социология труда. /Под ред. Н.И. Дряхлова. - М., 1989. - С.
  17. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 2003. - С.
  18. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.- С.
  19. Штольберг Р. Социология труда. - М., 1982. -С.
  20. Щербина В.В. Социология организаций. - М., 1998. - С.

 

Справочно-информационные издания

1. Краткий словарь по социологии. - М., 1989.

2. Россия в цифрах. 2002: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. - М., 2002.

3. Россия в цифрах. 2003: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. - М., 2003.

4. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990.

5. Социологическая энциклопедия в 2 т. - М., 2003.

6. Учебный социологический словарь /Под ред. С.А. Кравченко. - М., 2001.

7. Энциклопедический социологический словарь Общая ред. академика РАН Осипова Г.В. - М., 1995.

 

Дополнительная (рекомендуемая) литература

2.1. Учебники и учебные пособия

1. Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М., 2003.

2. Волгина О.Н. Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций. - М., 2002.

3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России. - М., 2001.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000.

5. Доронина И.В. Мотивация и стимулирование персонала. - Новосибирск., 1999.

6. Политическая социология. /Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. - М., 2002.

7. Протанская Е.С. Профессиональная этика. - Л., 2003.

8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов-на-Дону:, 1997.

9. Социология в России. /Под ред. В.А. Ядова. - М., 1998.

10. Социология управления. Курс лекций. - М., 2000.

11. Швецов А.Н., Лексин В. Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика; в 5 Т., 12 кн., Т. 2 - 5. - М., 1999.

12. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1984.

13. Энштейн С.И. Индустриальная социология в США. - М., 1972.

14. Экономика труда и социально-трудовые отношения. /Под ред. Г.Г. Меликьянова, Р.П. Колосовой. - М., 1996.

 

Научная литература

1. Антология социально-экономический мысли в России. Дореволюционной период. - Л., 2000.

2. Антология социально-экономический мысли в России. 20-30 годы XX века. - М., 2001.

3. Берви-Флеровский В.В. Избранные экономические произведения - М., 1958-1959.

4. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. М., 1973.

5. Вебер М. Изб. произведения. - М., 1990.

6. Вильховченко Э.Д. Критика современной теории «человеческих» отношений в промышленности. - М., 1971.

7. Гастев А.К. Как надо работать. - М., 1972.

8. Десять лет социологических наблюдений. - М., 2003.

9. Дудченко А.С. Инновационные технологии. - М., 1999.

10. Ерманский О.А. Научная организация труда и система Тейлора. - М., 1922.

11. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002.

12. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. - М., 1990.

13. Кабо Е.О. Очерки рабочего быта. - М., 1928.

14. Керженцев П.М. Принципы организации. - М., 1968.

15. Колесникова Ю.Л. Советский город 1940-х - первой половины 1950-х годов. - М., 2000.

16. Кревневич В.В. Социальные последствия автоматизации. - М., 1985.

17. На пути к рабочему контролю и самоуправлению трудящихся. - М., 2001.

18. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М., 1999.

19. Новиков Н.В. Критика современной буржуазной «науки о социальном поведении». - М., 1966.

20. Россия в начале XX века. - М., 2002.

21. Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. - Л., 1978.

22. Соловьева В., Кашина М., Чичилимов В. Все о нас и о нашем трудовом коллективе. Концепция, методы и результаты диагностики образа жизни коллектива тираспольских швейников. - Кишинев., 1980.

23. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. - М., 1982.

24. Тейлор Ф.У. Научная организация труда. - М., 1925.

25. Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда. - М., 1992.

26. Филлипов А.В. Работа с кадрами психологический аспект. - М., 1990

27. Форд Г. Моя жизнь. - М., 1990.

28. Форд Г. Сегодня и завтра. - М., 1992.

29. Человек в инновационной экономике XX века. - М., 1994.

30. Человек и его работа. - М., 1967.

31. Человек после работы. - М., 1972.

32. Шаховская Л.С. Мотивация труда в переходной экономике. - Волгоград., 1995.

33. Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. - М., 1978.

 

Контрольные вопросы

 

1. Общее и особенное в стимулировании труда (сравнительный анализ концепций «экономического человека» в начале и в конце XX века).

2. Трудовая мотивация: сущность, структура и направления изменений: 30 и 90-е годы XX века.

3. Современный этап научной организации труда: новые формы соединения работника и техники (технологии)

4. Формирование профессионализма - ведущее требование к качеству труда: общее и специфическое в подготовке профессионального работника.

5. Генезис идей и практика санитарно-гигиенических условий труда (от 20-х до 90-х гг. XX века).

6. От бихевиоризма до необихевиоризма (сущность изменений в анализе и решении проблем социально-психологических отношений на производстве - от Мейо к Миксону).

7. Этапы вовлечения работника в управление производством

8. Типология и формы трудовых конфликтов в XX веке.

9. Трудовой потенциал: сущность, структура, функции.

 

 

Тематика рефератов, докладов, курсовых работ

 

 

1. Положение рабочих в сфере материального производства (по работе Энгельса К. «Положение рабочего класса в Англии»).

2. Эволюция социальных граней труда (по работе Маркса К., Энгельса К. соч. т.42.).

3. Социальные резервы производства (по работе Тейлора Ф. «Научная организация труда». - М., 1965).

4. Заинтересованность работника в результатах труда как фактор эффективной деятельности производства (по работе Тейлора Ф. «Научная организация труда». - М., 1965).

5. Концепция «экономического человека» в работах Ф. Тейлора.

6. Стимулирование труда в условиях конвейерного производства (по работам Форда Г.).

7. Условия труда и быта работников на предприятиях Г. Форда (по работам Форда Г.).

8. Проблемы профессионального мастерства в работах Г. Форда (по работам Форда Г.).

9. Основы научной организации труда (по работам Файоля А.).

10. Основы научной организации труда (по работам Черч Г.).

11. Основы научной организации труда (по работам Эмерсона Г.).

12. Основы научной организации труда (по работам Гастева А.К.).

13. Основы научной организации труда (по работам Керженцева П. М.).

14. Основы научной организации труда (по работам Ерманского О.А.).

15. Основы научной организации труда (по работам Попова П.А.).

16. Вклад Гастева А.К. в формирование научной организации труда.

17. Трудовой образ и стиль жизни в XIX и XX вв.

18. Щекинский эксперимент как феномен производства.

19. Социально-технологические проблемы труда в работе Ф. Тейлора.

20. Социально-технологические проблемы труда в работах П.М. Керженцева

21. Социально-технологические проблемы труда в работах А.К. Гастева.

22. Социальные проблемы условий труда в работах С.Г. Струмилина.

23. Э. Мейо и его теория человеческих отношений. (Вильховченко Э. Критика современной буржуазной теории «человеческих отношений в промышленности». - М., 1971 и др.)

24. Факторы производственной среды как социальные резервы труда (по материалам работ О.А. Ерманского).

25. Факторы производственной среды как социальные резервы труда (по материалам работ П.М. Керженцева).

26. Оценка условий труда на различных этапах развития экономики.

27. Мотивация трудовой деятельности в 60-70-х гг. XX в. (по материалам исследований Н.А. Аитова).

28. Мотивация трудовой деятельности в 60-70-х гг. XX в. (по материалам работ Е.А. Антосенкова).

29. Мотивация трудовой деятельности в 60-70-х гг. XX в. (по материалам исследований Р.Х. Симоняна).

30. Мотивация трудовой деятельности в 60-70-х гг. XX в. (по материалам исследований А.К. Зайцева).

31. Взаимоотношения работников как фактор повышения социально-психологического климата в коллективе (по материалам В.М. Шепель).

32. Социально-психологические проблемы в сфере производства (по материалам В.Д. Попова).

33. Теория малых групп К. Левина и Я.Л. Морено.

34. Генезис идеи участия работников в управлении производством (по материалам работ Г. Форда).

35. Генезис идеи участия работников в управлении производством (по материалам работ Г. Эмерсона).

36. Генезис идеи участия работников в управлении производством (по материалам работ А. Файоля).

37. Использование человеческого фактора как резерва производства (по материалам работы Ф. Тейлора «Научная организация труда». - М., 1965 и др.).

38. Роль творческого начала в решении проблем производства (по материалам работ В.А. Ядова).

39. Отчуждение труда как производственная проблема (по материалам работ

В.А. Ядова).

40. Общественно-политическая активность работников производства (по материалам работ В.Х. Беленького).

41. Общественно-политическая активность работников производства (по материалам работ Ю.Е. Волкова).

42. Общественно-политическая активность работников производства (по материалам работ В.Г. Мордкович).

43. Общественно-политическая активность работников производства (по материалам работ Е.А. Якуба).

44. Творческие возможности работников в трудах Д. Гордона.

45. Творчество как фактор эффективности трудовой деятельности в трудах

С. Боулса.

46. Вклад Ж.Т. Тощенко в развитие идей социологии труда.

47. Особенности социально правовых практик в сфере материального производства (по материалам работ Т.И. Заславской и др.).

48. Обычаи и нормы трудового поведения в XIX и XX вв.

49. Парадоксы в жизни трудовых коллективов на современном этапе.

50. Перспективы и тенденции развития трудовых ресурсов в XXI в.

51. Специфика теневой экономики в промышленности России.

52. Красота и карьера: взаимосвязь и проблемы.

53. Проблемы формирования трудового сознания молодежи на современном этапе.

54. Влияние социально-экономических реформ на положение старшего поколения.

55. Трудовой потенциал старшего поколения в России: состояние и противоречия.

56. Трансформация трудового поведения работников в сфере материального производства.

57. Социальные резервы повышения эффективности производства.

58. Формы и методы организации и стимулирования труда.

59. Незаконный найм на работу: проблемы и пути решения.

60. Торговля людьми как одна из форм трудовой эксплуатации.

61. Профессиональное мастерство как объект социологического изучения.

62. Политическое и трудовое сознание: соотношение и противоречия.

63. Здоровье и трудовой потенциал: реальность и возможности.

64. Специфика коллективной формы организации труда.

65. Трудовое поведение: анализ и прогноз.

66. Деятельность и способности работников: теория и практика.

67. Формирование психологических качеств руководителей на современном этапе.

68. Корпоративная культура и эффективность производства.

69. Политика занятости на предприятиях в XIX и XX вв.

70. Формирование и развитие основ трудового воспитания в России.

71. Трансформация мотивации трудовой деятельности на современном этапе.

72. Труд в России: парадигмы и парадоксы.

73. Взаимосвязь быта и результатов трудовой деятельности.

74. Человек и техника: противоречия взаимодействия.

75. Особенности и специфика социальных проблем труда.

76. Трансформация образа и стиля жизни человека-труда.

77. Поиск эффективности рабочего времени: теория и практика.

78. Техническая культура как фактор эффективности производства.

79. Корпоративная культура: состояние и тенденции развития.

80. Социально-психологические особенности индивидуализации труда.

81. Современная социально-политическая активность на производстве: истоки и проблемы.

82. Творчество и его особенности в условиях производства.

83. Производственная инфраструктура: состояние и проблемы.

84. Межличностные отношения как основа социально-психологического климата в коллективе.

85. Развитие и использование социальных резервов труда.

86. Особенности осмысления сущности социологии труда.

87. Формирование и развитие базовых понятий социологии труда.

88. Трансформация поведения работников-труда в XIX и XX вв. (на материалах пословиц).

89. Особенности осмысления труда через пословицы и поговорки.

90. Пропаганда труда в СМИ: состояние и проблемы

91. Пропаганда труда в средствах наглядной агитации в XIX и XX вв.

92. Роль общественного мнения в деятельности человека.