Социология управления

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

 

 

 

по дисциплине

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

для специальностей: 080504 – «Государственное и муниципальное управление», 080111 – «Маркетинг», 080505 – «Управление персоналом»,

040201 – «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва –  2009

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 Курс «Социологии управления» в соответствии с государственным образовательным стандартом и  учебным планом является общепрофессиональной дисциплиной для студентов университета.  Социология управления, как отрасль социологического знания, изучает систему и процессы управления в условиях складывающихся  в обществе социальных отношений.

Важнейший предмет исследования социологии управления – это проблемы управления социальной жизнью общества, т.е. социального управления. В рамках данного курса управление рассматривается через его алгоритм, последовательно развертывающиеся стадии, которые состоят из предвидения, прогнозирования, проектирования, программирования, планирования, социальных технологий, социального эксперимента.

Главная цель курса – помочь студентам овладеть методами социологического анализа управленческой деятельности.

Задачи курса – освоить формы и методы принятия управленческих решений, научить прогнозировать развитие социальных процессов и явлений, и в соответствии с этим, принимать эффективные, социально ориентированные управленческие решения.

Данный учебно-методический комплекс разработан составителем впервые и отражает авторский подход к изучению проблем социологии управления.

По окончании курса студент получит теоретические знания и представления о социологических методах изучения управленческой деятельности, их особенностях и отличии от других прикладных дисциплин, а также получит практические умения и навыки по применению методов прогнозирования, проектирования, программирования и планирования социальных процессов.

Данный курс состоит из лекций (24 часов), семинарских и практических занятий (18 часов). Самостоятельная работа студентов предполагает анализ источников и литературы. По окончании курса формой итогового контроля выступает зачет или экзамен.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Для изучения дисциплины «Социология управления» предусмотрены различные формы работы, такие как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, консультации.

Основной формой занятия, составляющей основу теоретической и методологической подготовки студентов, являются лекции. Лекция была и остается важной формой обучения. Лекция направлена на глубокое изложение учебного материала и, как правило, предшествует другим формам проведения занятий. В лекции раскрывается предмет изучения темы или раздела, дается толкование основным понятиям, указывается направление самостоятельной работы слушателей.

Лекция предполагает высокий теоретический уровень изложения материала, оперирует строго научными понятиями. Лекция имеет целью: дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных вопросах учебной дисциплины.

Каждый новый раздел программы открывается чтением установочно-методической лекции, в которой излагаются основополагающие положения по предлагаемой теме, формулируются проблемы и способы их научного анализа и практического решения.

В целях углубления теоретических знаний со студентами проводятся семинарские занятия.

Семинар представляет собой активную форму обучения. В отличие от лекции, где основную нагрузку несет преподаватель, на семинаре требуется одинаковая активность, как преподавателя, так и студентов.

При проведении семинарских занятий особое внимание обращается на: углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов над учебной и научной литературой, развитие студентами навыков творческого мышления при поиске, обобщении и изложении учебного материала, применение полученных знаний при решении учебных задач. На семинарах, наряду с вопросно-ответными методами могут применяться дискуссии, ролевые игры, тренинги и другие методы активизации мыслительной деятельности студентов.

Подготовка к семинару обычно включает в себя:

- уточнение плана проведения семинара;

- обеспечение занятия необходимыми учебно-методическими и наглядными пособиями, техническими средствами обучения;

- формулировку темы выступлений,

- определения докладчика и работу с ним преподавателя в период подготовки к семинару.

Семинарское занятие можно считать удавшимся, если на нем развертывается научная дискуссия, высказываются различные точки зрения, происходит столкновение мнений.

Студенты, отсутствующие на семинаре, обязаны ликвидировать задолженность в форме предложенной преподавателем. Такими формами могут быть индивидуальное собеседование или письменная работа по теме пропущенного студентом семинара.

Большая роль в изучении дисциплины принадлежит самостоятельной работе студентов, которые обязаны готовиться к предстоящим занятия, семинарам, работать с рекомендованной литературой, дорабатывать конспекты лекций. Для этого на каждом занятии студенты получают конкретное задание по самостоятельной подготовке и весь необходимый для его выполнения методический материал.

Итогом самостоятельной работы студентов является конспект учебных материалов, реферат, выступление, доклад и т.д. которые представляются преподавателю.

В процессе обучения преподаватель осуществляет систематический контроль успеваемости студентов и уровень их теоретической и практической подготовки.

Текущий контроль проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль по дисциплине «Социология управления» предусматривает проведение зачета и экзамена имеет целью проверить и оценить учебную работу студентов, уровень полученных ими знаний и умений.

В ходе проведения зачета наряду с теоретическими вопросами проверяется способность студентов решения задач прикладной социологии.

Консультации проводятся, как правило, по вопросам подготовки к сдаче экзамена. Как правило, консультации проводятся в форме учебных занятий в составе группы или индивидуально.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

«СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Для всех специальностей и форм обучения, кроме специальности «Социология»

Наименование тем

Всего часов

Самост. работа

Всего ауд.

часов

Лекции

Практ. занятия

1

Тема 1. Социология управления как отрасль социологической науки.

 

 

 

 

2

2

2

Тема 2. Основные зарубежные концепции социологии управления. Современное состояние социологии управления.

 

 

 

2

2

3

Тема 3. Управление мотивацией.

 

 

 

2

2

4

Тема 4. Прогнозирование в системе управления: его возможности и ограничения.

 

 

 

 

 

4

2

2

5

Тема 5. Социальное проектирование: сущность, методы и практика.

 

 

 

 

4

2

2

6

Тема 6. Социальное программирование: основные принципы и специфика применения в различных социальных институтах.

 

 

 

 

4

2

2

7

Тема 7. Социальное планирование как форма комплексного решения проблемы социального развития.

 

 

 

 

4

2

2

8

Тема 8. Нововведения и их роль в совершенствовании управления.

 

 

 

2

2

9

Тема 9. Социологическое информационно–аналитическое обеспечение управленческого процесса.

 

 

 

 

4

2

2

10

Тема 10. Социальные технологии.

 

 

 

 

6

2

4

11

Тема 11. Социальный эксперимент.

 

 

6

2

4

12

Тема 12. Современное состояние социологии управления.

 

 

2

2

Итого:

 

 

42

24

18

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Социология управления как отрасль социологической науки.

Объект, предмет и основные категории социологии управления. Управление как специфический процесс, способ социального действия, внутреннее свойство организованных социальных общностей. Субъектно–объектные отношения в процессе управления. Институциональные формы и уровни управления как объект социологии управления. Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.

Взаимосвязь социологии управления с общей теорией управления, с прикладными и специальными социологическими дисциплинами. Специфика предмета социологии управления: социальные механизмы и способы управленческого воздействия на сознание, и поведение людей (организаций, социальных групп, общества), их характеристики. Социология управления и менеджмент, их сходство и различие. Проблематика социологии управления. Структура социологии управления. Общетеоретические и прикладные аспекты социологических исследований управления. Понятийно–категориальный аппарат социологии управления как следствие ее междисциплинарного и пограничного развития. Функции социологии управления.

Принципы и методы социологии управления. Объективная основа принципов социологии управления. Гуманистическая направленность социологии управления и преодоление технократизма.

Цель и задачи социологии управления как учебного курса. Исследование алгоритма управленческих действий в предвидении, прогнозировании, проектировании планировании. Анализ отечественного и зарубежного опыта алгоритмизации процесса управления.

Социология управления как средство эффективной адаптации государственного и муниципального управления к меняющимся условиям жизни, как условие повышения профессионализма руководителей органов власти.

 

Тема 2. Основные зарубежные концепции социологии управления. Современное состояние социологии управления.

Школа научного управления: Ф. Тейлор, г. Форд, Г. Эмерсон. Научный анализ факторов организации труда и определение методов достижения цели. «Наилучшие методы работы». Типология работников. Мотивация и "сильные" стимулы. Управление как специальность.

Классическая или административная школа: А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни. Универсальные принципы управления. Основные функции управления. Установки руководителей. Систематизированный подход к управлению организацией. Необходимость социологического образования.

«Идеальная» организация управления в концепции М. Вебера. Регламентация управленческой деятельности, ее формализация, иерархическая структура. Принципы управления. Профессионализм управления. Модификация классических теорий управления на базе многофакторного анализа. Принцип "концентрации усилий" (Парето) и его применение в управленческих ситуациях.

Школа человеческих отношений: М. Фоллет, Э. Мэйо, К. Левин. Организация как социальная система. Социальные функции управления. Роль человеческого фактора и малых групп. Межличностные отношения, их влияние на удовлетворенность работой, повышение производительности.

Теории мотивации, их практическое применение в управлении. Иерархия потребностей А. Маслоу. Уровни потребностей, принцип доминанты, взаимосвязь потребностей. Практическое применение концепции А. Маслоу в управлении. Двухфакторная теория Герцберга, ее содержание и практическое применение. Д. Макгрегор: теория «Х» и теория «Y». Практическое применение концепций.

Социология организационного поведения. Сущность социальной организации как открытой системы, ее структура, функции. Персональная  и позиционная власть в организации. Позиция. Статус. Должность в организации. Модель как форма представления организации. Конструирование социально–организационных моделей. Влияние методов моделирования на социологию управления.

Концепция стилей управления. Четыре модели управления Лайкерта. Отношение "стиль управления – стиль подчинения". Модель Портера–Лоулера: ожидания и вознаграждения. Мотивация и компенсация. Стиль управления как система ориентации. Типы руководителей.

Концепции партисипативного управления. Привлечение персонала к управлению. Участие высшего, среднего и низшего звеньев управленческого персонала в управлении, их различие. Делегирование полномочий. Социология участия.

Производительный труд и управление. Социальные факторы повышения производительности управленческого труда. Новые формы организации труда (опыт США, Японии, Германии). Автономные группы. Ротация, расширение функций. Обогащение труда, участие в управлении. Социологические исследования в области обогащения труда и новых форм организации. Общие закономерности и специфические особенности зарубежных теорий и практики социального управления. Объективная необходимость изучения и границы заимствования зарубежного опыта.

Факторы, определяющие эволюцию социологии управления как научной дисциплины. Основные направления социологии управления, их вклад в теорию и практику управления.

 

Тема 3. Управление мотивацией.

Понятие мотивации, ее сущность. Мотивация как процесс деятельности для достижения целей организации. Место и роль мотивов в поведении. Потребности и мотивы. Уровни мотивации поведения человека в организации. Обусловленность мотивации культурно-историческими факторами, производственной инфраструктурой, социально-психологическим климатом  в организации. Роль руководителя, его стиль и профессиональные качества в формировании мотивации персонала.

Принципы мотивационной передачи: давления результата; совершенной компенсации; формализации; общения и коммуникации; санкции вне игры (наказание за нарушение правил организации).

Методы мотивирования персонала. Метод направленного самоутверждения. Компаративные (сравнительные) методы. Коммуникативные методы. Метод косвенной и связной стимуляции. Метод мотивационного смещения, переключения и содействия. Методы мотивационной компенсации и «трансляции». Метод стимулирования «духа команды».

 

Тема 4. Прогнозирование в системе управления: его возможности и ограничения.

 

Место и роль прогнозирования в управлении. Сущность, уровни, типы и виды предвидения как основы социального прогнозирования. Социальное прогнозирование как процесс выработки вариантов научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в будущем.

Социальный прогноз – результат алгоритмического прогнозирования прикладного характера. Типы прогнозов. Алгоритм (технология) управленческого прогнозирования. 1. Предпрогнозная ориентация. Базовая (прогнозная) модель. Информационное обеспечение: система показателей внутренних резервов объекта и факторов прогнозного фона. Определение тенденций, альтернатив развития объекта. 2. Экстраполяция тенденций (экспоративная модель). Обоснование желательного состояния объекта (нормальная модель). Сравнение поисковых, нормативных и комбинированных сценариев развития объекта. 3. Верификация полученных прогнозов с учетом прогнозного фона. Корректировка действий. Выбор оптимальной системы воздействия. 4. Разработка рекомендаций для социального проектирования, программирования, планирования.

Принципы и методы прогнозирования. Принцип объективности, альтернативности, релевантности, комплексности, опережающей информации. Метод экстраполяций. Метод моделирования. Метод сценариев. Экспертные (эвристические) методы прогнозирования. Мозговой штурм и синектика. Метод Дельфи. Морфологический анализ Цвикки. Метод «дерева целей»

Ограничения прогнозирования. Типичные ошибки в прогнозах: ошибка безальтернативности; ошибка априорности целей; ошибка неучтенных потребностей, ценностей, ожиданий. «Эффект Эдипа». «Эффект Кассандры».

 

Тема 5. Социальное проектирование и социальное программирование: сущность, методы и практика.

Место и роль социального проектирования  в социологии управления. Понятие проекта. Социальное проектирование как целенаправленная деятельность по формированию объемно-информационного аналога создаваемого объекта. Роль проектирования в социальном управлении.

Классификация социальных проектов по инновационному потенциалу: радикальные (базовые), комбинаторные, модифицирующие. Уровни социального проектирования.

Алгоритм социального проектирования: 1. Выявление потребности в социальном  преобразовании; трансформация потребности в цель проекта (систему целей), определение сущностных характеристик аналога задач по созданию проекта. 2. Формирование предпосылок для осуществления проекта: отбор информации, разработка системы действий во времени и пространстве, определение порядка, способов и средств осуществления задач, выдвинутых в проекте; создание пакета решений (в соответствии с ресурсами и факторами внешней среды); определение метода замера результатов. 3. Организация проектной деятельности: создание проектной команды и оперативного руководства, распределение ролей и действий; экспериментальная проверка и идентификация проекта, текущий анализ. Контроль и корректирование деятельности. 4. Фронтальный анализ социального проекта. Исследование цели: цель – проект – результат.

Принципы и методы социального проектирования. Общие методы социального проектирования. Социологические методы. Специфические методы социального проектирования. Ограничения в проектной деятельности. Роль и значение программирования в управленческом процессе. Социальная проблема как объект программирования. Понятие социальной программы. Целеполагание и социальное программирование. Соотношение целей и задач. Программа – как цель и система действий по разрешению проблемы. Классификация социальных проблем. Комплексность, системность социальной программы, ее конкретность, адресность. Наличие обратной связи в процессе реализации. Использование социологических методов на всех этапах программирования. Ограничения в социальном программировании.

 

Тема 6. Социальное планирование как форма комплексного решения проблемы социального развития.

Понятие и сущность социального планирования. Планирование как научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, стадий) развития социальных процессов и основных средств претворения целей в жизнь в интересах населения. Объекты социального планирования. Уровни социального планирования. Стратегия и тактика планирования. Формы социального планирования.

Алгоритм социального планирования: 1. Обоснование и разработка общего плана. Иерархия целей и задач. Стратегия и тактика плана. Руководство планом: люди и организационная среда. 2. Реализация плана по стадиям. Стадии и задания (мероприятия). Показатели и индикаторы. Исполнители и ответственность. 3. Использование ресурсов. Ресурсы материальные, финансовые. Люди. Мотивация. Ресурсное обеспечение заданий. Размещение ресурсов по стадиям. 4. Мониторинг и контроль в процессе осуществления плана. Контрольные ориентиры в конце каждой стадии. Сравнение с запланированными результатами. Обратная связь. Отклонение от плана. Корректировка заданий. Управление риском. 5. Оценка результатов после окончания плана. Сравнение полученных и запланированных результатов. Анализ мероприятий плана. Выводы как заключительная фаза перехода к практике.

Методы социального планирования. Аналитический метод; комплексный метод; проблемно-целевой метод; социальный эксперимент; экономико-математический метод; методы количественного анализа. Показатели и нормативы социального развития. Роль социологических исследований в социальном планировании.

 

Тема 7. Нововведения и их роль в совершенствовании управления.

Источники и типы нововведения. Понятие нововведения. Нововведение как процесс. Нововведение как результат. Источники нововведения: внезапное изменение ситуации; выявившиеся противоречия: изменения во внешней среде, структурные лакуны (ниши), изменения в массовом (групповом) сознании, новое знание как импульс для нововведения, новые потребности. Уровни нововведения.

Типология нововведений. Продуктивные нововведения. Технологические нововведения. Социальные нововведения. Комплексные нововведения. Социальный эксперимент как способ реализации нововведений.

Алгоритм социального нововведения. 1. Формирование потребности в изменениях. Осознание потребности и возможности изменений. Поиск соответствующего новшества. 2. Принятие решения об увязке потребности в изменении, нововведения и ресурсов. 3. Проверка нововведения (внедрение новшества в часть организации). Эксперимент и оценка возможных последствий. 4. Полномасштабное внедрение, встраивание новшества в существующую структуру и деятельность организации. 5. Институализация нововведения (реализация нововведения в стабильные, постоянно действующие элементы системы).

Принципы и методы нововведения. Принцип обоснованности. Принцип учета восприятия. Принцип информационного обеспечения. Принцип индивидуальной компенсации. Многообразие методов нововведения. Директивный метод. Латентный метод. Методы аналогий и ассоциаций. Конкурсный метод. Метод инновационной игры. Эффективность (неэффективность) нововведений.

Ограничения для нововведений. 1. Факторы противодействия нововведениям: конкретные производственные отношения, внешняя среда, деловая культура. 2. Ресурсные отношения. 3. Организационные и социально–психологические препятствия. 4. Зависимость внедрения новшества от групповых и личных качеств пользователя. 5. Социальная цена нововведений.

 

Тема 8. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение управленческого процесса.

Социальная информация как основание принятия управленческого решения. Понятие информации. Свойства информации (релевантность, надежность, оптимальность, достоверность, доступность, системность, новизна). Особенности социальной информации. Информационное обеспечение  управленческих действий. Структура социальной информации. Информационная культура. Первичная и вторичная формы социальной информации.

Источники социологической информации. Методы сбора социологической информации. Проблема адекватности информации. Анализ и оценка социальной информации. Критерии объективности, надежности, достоверности информации.

Алгоритм информационного обеспечения. 1. Определение информационных потребностей в процессе управления. Постановка информационного обеспечения в соответствии с задачами управления. Информация и выбор цели. Информация и принятие решений. Информация и принятие решений. Информация на этапе выполнения решений. Информация как обратная связь. Информация и контроль. 2. Наполнение информационного банка (фактологическая, статистическая, социально–демографическая и др. информация), данными, необходимыми в процессе управления. 3. Оформление информации (графики, модели, паспорта и т.д.) для ее выразительности и четкости. Своевременное обновление информации. Опережающее поступление. Предъявление информации. 4. Анализ сведений, данных. Преобразование в соответствии с потребностями управления. 5. Оперативное, комплексное представление информации в соответствующей форме руководителям разных уровней. 6. Оценка полученной информации руководителями.

Проблема достоверности социологической информации. Методы обеспечения надежности и достоверности информации. Искажение социологической информации и ее причины. Организационно–коммуникативные факторы искажения. Социально–психологические факторы искажения. Эффект «испорченного телефона». Монополия на информацию. «Ложь во благо». «Показательный» синдром как фактор искажения информации. Ограничения «драматизации», нейтрализации оценочных стереотипов, исключения информационного «перепада».

 

Тема 9. Социологическое обеспечение государственного и муниципального управления

Содержание социологического обеспечения управления на государственном и региональном уровнях. Определение наиболее существенных показателей и индикаторов отражающих состояние социальной среды. Основные социологические показатели качества жизни населения. Понятие и основные элементы индекса развития человеческого потенциала. Статистические и социологические показатели качества жизни населения. Формы организации социологических исследований. Социально-управленческий мониторинг: сущность, содержание, технология подготовки и проведения. Мониторинговые показатели. Методы мониторинговых исследований в управлении: опрос, анкетирование, интервью, анализ документов. Мониторинговые индикаторы. Основные направления социологических исследований для обеспечения и оценки государственного и муниципального управления.

 

Тема 10. Социальные технологии.

Сущность и природа социальных технологий как организационной деятельности. Различия в трактовках технологии. Общее и особенное в различных видах технологий.

Технология как организация. Возможность алгоритмизации социальных процессов. Генезис идей организационного воплощения идей социального развития.

Социальные технологии: 1) как способ достижения цели; 2) как пооперационное осуществление деятельности.

Формы социальных технологий: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели. Виды социальных технологий как отражение основных видов человеческой деятельности. Этапы реализации социальных технологий.

Технологическая культура как способ реализации знаний, умений и навыков в организационной деятельности. Возможности и особенности этого вида культуры. Стили технологического мышления: концептуальное, стратегическое, оперативное, комплексное. Специфика ее проявления в условиях рыночных отношений.

 

Тема 11. Социальный эксперимент

 

Возникновение эксперимента как научного метода. Виды опыта: внутренний, внешний. Мыслительный и натурный эксперимент.

Основное назначение эксперимента. Виды эксперимента. Сущность, особенности и функции социального эксперимента. Социальный эксперимент Р. Оуэна. Хоторнские эксперименты Мэйо.

Виды социального эксперимента. Социальный эксперимент как способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации теории и практики социального управления. Методологические основания социального эксперимента. Особенности и ограничения социального эксперимента. Масштаб эксперимента. Технология социального эксперимента: план и алгоритм.

 

Тема 12. Современное состояние социологии управления.

Социология организационного поведения. Сущность социальной организации как открытой системы, ее структура, функции. Персональная  и позиционная власть в организации. Позиция. Статус. Должность в организации. Модель как форма представления организации. Конструирование социально–организационных моделей. Влияние методов моделирования на социологию управления.

Концепция стилей управления. Четыре модели управления Лайкерта. Отношение «стиль управления – стиль подчинения». Модель Портера-Лоулера: ожидания и вознаграждения. Мотивация и компенсация. Стиль управления как система ориентации. Типы руководителей.

Концепции партисипативного управления. Привлечение персонала к управлению. Участие высшего, среднего и низшего звеньев управленческого персонала в управлении, их различие. Делегирование полномочий. Социология участия.

Производительный труд и управление. Социальные факторы повышения производительности управленческого труда. Новые формы организации труда (опыт США, Японии, Германии). Автономные группы. Ротация, расширение функций. Обогащение труда, участие в управлении. Социологические исследования в области обогащения труда и новых форм организации.

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

 

Тема 1. Социология управления как отрасль социологической науки.

Вопросы.

1. Социология управления как специальная социологическая теория, ее  предмет, метод, цели и задачи.

2. Принципы и методы социологии управления.

3. Функции социологии управления. Содержательная структура социологии управления.

4. Специфика социологии управления. Ее взаимосвязь с общей теорией  управления и прикладными дисциплинами управления.

 

Тема 2. Основные зарубежные концепции социологии управления. Современное состояние социологии управления.

Вопросы

1.Теория  научного управления Ф,Тейлора и теория административного поведения А.Файоля. Научная школа человеческих отношений: М. Фоллет, Э. Мэйо, К. Левин.

2. Бюрократическая теория организации М. Вебера

3. Теории мотивации (А.Маслоу, Д.Макгрегор)

 

Тема 3. Управление мотивацией.

Вопросы

1. Мотивации ее сущность.

2. Основные теории и концепции мотивации.

2. Формы и методы мотивирования персонала.

 

Тема 4. Прогнозирование в системе управления: его возможности и ограничения.

Вопросы

1. Сущность социального предвидения и прогнозирования.

2. Методы социального прогнозирования.

 

Тема 5. Социальное проектирование и социальное программирование: сущность, методы и практика.

Вопросы

1. Сущность социального проектирования и программирования

2. Методы и технологии социального проектирования. Технология программно-целевого проектирования.

 

Тема 6. Социальное планирование как форма комплексного решения проблемы социального развития.

Вопросы

1. Сущность социального планирования.

2. Методы социального планирования.

 

Тема 7.  Нововведения и их роль в совершенствовании управления.

Вопросы

1. Понятие нововведения. Источники и типы.

2. Принципы и методы нововведений.

 

Тема 8. Социологическое информационно–аналитическое обеспечение управленческого процесса.

Вопросы

1. Сущность социальной информации.

2. Источники и методы сбора социологической информации.

 

Тема 9. Социологическое обеспечение государственного и муниципального управления

Вопросы

1. Сущность и социологического обеспечения управления.

2. Содержание социологического обеспечения в практике государственного и муниципального управления.

 

Тема 10. Социальные технологии.

Вопросы

1. Сущность и природа социальных технологий.

2. Технологическая культура руководителя.

 

Тема 11. Социальный эксперимент.

Вопросы

1. Сущность и особенности социального эксперимента.

2. Виды и технология проведения социального эксперимента.

 

Тема 12. Современное состояние социологии управления.

Вопросы.

1. Состояние управленческой мысли в России

2. Современное состояние науки и практики управления за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1. Прогнозирование в системе управления: его возможности и ограничения.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Социальное предвидение и прогнозирование.
  2. Сущность социального прогнозирования.
  3. Типы прогнозов.
  4. Алгоритм социального прогнозирования.
  5. Методы прогнозирования.
  6. Типичные ошибки в прогнозах

 

Тематика докладов:

Научные основы социального прогнозирования: история и современность.

Метод Дельфи.

Морфологический анализ Цвикки.

Метод «дерева целей»

Литература:

Бестужев–Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987.

Бестужев–Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.,1993.

Бестужев–Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 392 с.

Впереди XXI век: Антология современной классической прогностики. М., 2000.

Рабочая книга по прогнозированию М.,1982.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство Норма, 2002. – 912 с. Глава 22. Прогнозирование в социологии.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2000.

 

Семинар 2. Социальное проектирование и социальное программирование: сущность, методы и практика.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Место и роль социального проектирования в социологии управления.
  2. Классификация социальных проектов
  3. Алгоритм социального проектирования.
  4. Уровни социального проектирования
  5. Принципы и методы социального проектирования.
  6. Роль и значение программирования в управленческом процессе.
  7. Алгоритм социального программирования.
  8. Принципы и ограничения социального программирования.

 

Тематика докладов:

Методологические основы социального проектирования.

Генезис идей социального проектирования.

Программно–целевой метод планирования

Опыт социального программирования в современной России.

Социальное проектирование в СССР

Литература:

Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико–методологический аспект. Минск, 1986.

Анисимов О.С. Проблема формирования нового управленческого решения. М., 1988.

Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.

Вопросы социального проектирования. М., 1990.

Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

Прогнозное социальное проектирование. Теоретико–методологические и методические проблемы. М., 1994.

Социальное проектирование. М., 1982.

Теоретико–методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно–технического прогресса. М., 1986.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 432 с. Тема 5. Развитие социального управления.

Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебн. пособие. – Ростов –на –Дону: Феникс, 2001. – 416 с.

 

Семинар 3. Социальное планирование в системе социального управления.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Понятие и сущность социального планирования.
  2. Методы социального планирования.
  3. Алгоритм социального планирования.

 

Тематика докладов:

Социальные показатели и их роль в совершенствовании пла­нирования.

Социальная карта региона как инструмент социального пла­нирования.

 

Литература:

Смехов Б.М. Логика планирования. М., 1987.

Юреферев О.В. Планирование социально–бытовой инфраструктуры. М., 1990.

Вид Л.Б., Иванов Е.А. Новая философия планирования. М., 1990.

Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984.

Исследование построения показателей социального развития и планирования. М., 1979.

 

Семинар 4. Нововведения и их роль в совершенствовании управления.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Источники и типы нововведения.
  2. Алгоритм социального нововведения.
  3. Ограничения для нововведений.
  4. Принципы и методы нововведений.

 

Тематика докладов:

Типология нововведений

Методология и организация нововведений в менеджменте

Нововведения управления персоналом организации: основные подходы

Нововведения как объект инновационного управления

Литература:

Бестужев–Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М., 1985.

Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб., 2000.

Кутейников А.А. Технологические нововведения в экономике США. М., 1990.

Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетков Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. М., 1990.

Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Изд 2–е. – М., 2001.

 

Семинар 5. Социальные технологии. Социальный эксперимент.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Социальные технологии: концептуальная модель.
  2. Виды и эффективность социальных технологий.
  3. Условия и признаки технологизации.

 

Тематика докладов:

Особенность социальных технологий в различных сферах общественной жизни.

Классификация социальных технологий

 

Литература:

Иванов В.Н.  Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении. М., 1968.

Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.

Новая технология и организационные структуры. М., 1990.

Социальные технологии государственного управления. Н.Новгород, 1995.

Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Социальные технологии: вопросы теории и практики. Ростов–на–Дону, 1992.

Шамаева О.П. Социально–технологическая культура: формирование, состояние и диагностика. – Белгород, 2004.

 

Семинар 6. Социальный эксперимент.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Эксперимент как метод познания.
  2. Сущность, особенности, функции социального эксперимента.
  3. Технология социального эксперимента.

 

Тематика докладов:

Основные виды социального эксперимента.

История возникновения эксперимента как научного метода

 

Литература:

Аверин А.Н. Социальный эксперимент  и его роль в управлении: Уч. пособие. М., 1986.

Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1971.

Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико–методологические и социальные проблемы. Ростов–на–Дону, 1990.

Ядов В.А. Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. //

Янкевич С.А. Социальный эксперимент и научное управление обществом. Минск, 1984.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Учебники и учебные пособия

Аверин А.Н. Социальный эксперимент  и его роль в управлении: Уч. пособие. М., 1986.

Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.

Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 288 с.

Бестужев–Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 392 с.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 432 с. Тема 5. Развитие социального управления.

Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 366.

Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 4–е изд., испр., и доп. – М.: Академический Проект; Деловая книга, 2008. – 983 с.

Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебн. пособие. – Ростов –на –Дону: Феникс, 2001. – 416 с.

Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник – М., Дело, 2001.

Маршак А.Л. Социология: Учебн. пособие. – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с. Раздел 3. Социология труда и менеджмента.

Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Бетуганов А.А. Социальное управление: теория и практика: Учебное пособие: В 2 т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – Т. 1. – 549 с., Т. 2 . – 451 с.

Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления: Учебн. пособие для вузов. – М.: Издательство "Экзамен", 2002. – 512 с.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство Норма, 2002. – 912 с. Глава 22. Прогнозирование в социологии.

Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско–книготорговый центр "Маркетинг", 2002. – 1036 с. Глава 9. Социология управления.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2000.

Удальцова М.В. Социология управления. М., 1999.

Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учебн. пособие. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

Социальный менеджмент. Учебник. – М., 1999.

 

Монографии

Анисимов О.С. Проблема формирования нового управленческого решения. М., 1988.

Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.

Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико–методологический аспект. Минск, 1986.

Аристотель. Афинская полития. М., 1996.

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.

Белов В.Г. Управление и общественные отношения. М., 1985.

Бестужев–Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987.

Бестужев–Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вид Л.Б., Иванов Е.А. Новая философия планирования. М., 1990.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.,1998.

Вопросы социального проектирования. М., 1990.

Впереди XXI век: Антология современной классической прогностики. М., 2000.

Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб., 2000.

Гвишиани Д.М. Американская теория организационного управления. – М., 1969.

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1998.

Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984.

Герчикова Н.Н. Менеджмент. М., 1995.

Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М., 1985.

Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфе­ре как фактор ускорения социально–экономического и научно–технического прогресса: теоретико–методологические и техноло­гические аспекты // Теоретико–методологические проблемы со­циального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно–технического прогресса. М., 1986.

Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кад­рами. М., 1989.

Иванов В.Н.  Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении. М., 1968.

Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетков Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. М., 1990.

Исследование построения показателей социального развития и планирования. М., 1979.

История политических и правовых учений: Домарксистский период. М., 1991.

Климов В.А. Функции социального контроля. Саратов, 1988.

Кнорринг В.И. Искусство управления. М., 1997.

Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.

Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1971.

Кутейников А.А. Технологические нововведения в экономике США. М., 1990.

Макиавелли Н. Государь. М.,1996.

Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.

Новая технология и организационные структуры. М., 1990.

Основы современного социального управления. М., 2000.

Платон. Государство. Законы. Политик. М.,1998.

Пригожин А.И. Социологические аспекты управления. М., 1974.

Прогнозное социальное проектирование. Теоретико–методологические и методические проблемы. М., 1994.

Рабочая книга по прогнозированию М.,1982.

Сабсович Л. СССР через 15 лет. М., 1929.

Синергетика и социальное управление. М.,1998.

Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

Смехов Б.М. Логика планирования. М., 1987.

Солнышков Ю.С. Роль прогнозов в планировании // Научное управление обществом. Вып. 11. М., 1977. 5. См.: Modus viyendi. 1993. №4,

Современное управление. Энциклопедический справочник: В 2 т. М., 1997.

Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991.

Социальное проектирование. М., 1982.

Социальное управление. М., 2000.

Социальные технологии государственного управления. Н.Новгород, 1995.

Социальные технологии: вопросы теории и практики. Ростов–на–Дону, 1992.

Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белград, 1995. С. 218.

Социальные нормативы и ориентиры. М., 1984.

Теоретико–методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно–технического прогресса. М., 1986.

Тихонов А.В. Социология управления / Издание 2–е, доп, и перераб. / М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 472 с.

Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992.

Тощенко Ж.Т. Социальные исследования в СССР. М., 1981.

Теоретико–методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях уско­рения научно–технического прогресса. М., 1986.

Толковый словарь по социальным технологиям. М.,  1994. С.211.

Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико–методологические и социальные проблемы. Ростов–на–Дону, 1990.

Шабров О.Ф. Политическое управление: проблемы стабилизации и развития. М., 1997.

Юферев О.В. Планирование социально–бытовой инфраструктуры. М., 1990.

Ядов В.А. Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. // Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Янкевич С.А. Социальный эксперимент и научное управление обществом. Минск, 1984.

 

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ INTERNET

http://www.postindustrial.ru/

 

http://www.ptpu.ru/

 

http://www.sociology.ru/

 

http://www.biblioclub.ru/info/

http://www.ispr.ru/

 

http://www.newsreadmore.net/

http://www.socialism.ru/

 

http://socio.rin.ru/

http://sociology.ucoz.ru/

http://www.isras.ru/

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К (ЗАЧЕТУ) ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Объект и предмет социологии управления.  
  2. Функции социологии управления, их характеристика.
  3. Принципы и методы социологии управления.
  4. Содержание и структура социологии управления
  5. Основные школы социального управления и их характеристика.
  6. Основные принципы социального управления и их применение в управленческой деятельности.
  7. Принципы организации социального управления и их применение в деятельности менеджера.
  8. Методы мотивирования персонала.
  9. Школа научного управления: Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон.
  10. «Административная» школа управления: А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни.
  11.  Школа «человеческих отношений»: М. Фоллет, Э. Мэйо, К. Левин.
  12.  Основные теории мотивации
  13.  Технология управленческого прогнозирования.
  14.  Принципы и методы прогнозирования.
  15.  Алгоритм социального проектирования
  16.  Принципы и методы социального проектирования.
  17.  Социальные проекты и их классификация
  18.  Сущность социального программирования.
  19. Алгоритм социального программирования
  20.  Понятие социальной программы
  21.  Понятие и сущность социального планирования
  22.  Методы социального планирования.
  23.  Алгоритм социального планирования
  24.  Источники и типы нововведения.
  25.  Принципы и методы нововведения.
  26.  Структура социальной информации.
  27.  Методы сбора социологической информации.
  28.  Методы обеспечения надежности и достоверности информации.
  29.  Формы социальных технологий
  30.  Виды социального эксперимента
  31.  Социальная диагностика объекта социального проектирования.
  32.  Социальные технологии: сущность, особенности, основные функции, и принципы построения.
  33.  Механизм прогнозирования социальных процессов и явлений.
  34.  Основные виды социальных технологий, их характеристика.
  35.  Виды социальной информации, их природа и свойства,
  36.  Использование социальной информации в деятельности органов управления.
  37.  Основные функции социальных технологий, их характеристика.
  38.  Взаимосвязь социологии управления с общей теорией управления и управленческими дисциплинами.
  39.  Социология управления, административное управление и менеджмент, их сходство и различие.
  40.  Методы социологического исследования.
  41.  Формы организации социологических исследований.
  42.  Содержание социологического обеспечения управления.
  43.  Методика организации социально–управленческого мониторинга.

 

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ЭССЕ

  1. Исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения   социологии управления.
  2. Социальная сущность управления
  3. Предмет, задачи и функции социологии управления.
  4. Содержательная структура социологии управления.
  5. Принципы социального управления.
  6. Основные этапы зарождения и развития социологии управления.
  7. Развитие управленческих концепций и развитие социального фактора в управлении.
  8. «Идеальный тип» административной организации М.Вебера
  9. Вклад школы «человеческих отношений» в развитие управления
  10.  Государственное регулирование в управлении
  11.  Объекты социального управления, их типологизация.
  12.  Методы управления, их классификация и функции.
  13.  Основные понятия и свойства систем.
  14.  Социальные системы.
  15.  Системный подход в управлении.
  16.  Закономерности управления в социальных системах
  17.  Структура социального управления.
  18.  Предвидение и его роль на различных этапах истории чело­вечества.
  19.  Предвидение и футурология: общее и особенное.
  20.  Научные основы социального прогнозирования: история и современность.
  21.  Основные результаты деятельности Римского клуба.
  22.  Социальная прогностика как наука.
  23.  «Метод Дельфи» и его роль в прогнозировании.
  24.  «Эффект Эдипа»
  25.  Опыт разработки социально-экономических, социально-эко­логических, социальной-демографических и социально-политических прогнозов.
  26.  Генезис идей социального проектирования.
  27.  Методологические основы социального проектирования.
  28.  Метод мозгового штурма и его роль в проектировании.
  29.  Матрица идей как метод социального проектирования.
  30.  Ассоциация как метод социального проектирования.
  31.  Социальное и экономическое планирование: общее и осо­бенное.
  32.  Теория и практика становления и развития социального пла­нирования в СССР и России.
  33.  Социальное планирование в зарубежных странах (опыт стран Европы, Азии, Америки).
  34.  Основные положения социального планирования городов.
  35.  Специфика социального планирования в производственных организациях.
  36.  Социальные показатели и их роль в совершенствовании пла­нирования.
  37.  Социальная карта региона как инструмент социального пла­нирования.
  38.  История появления социальных технологий.
  39.  Особенности социальных технологий на различных уровнях социальной организации общества.
  40.  Общее и особенное в понятиях «социальная технология» и «социальная организация».
  41.  Особенность социальных технологий в различных сферах общественной жизни.
  42.  Современные проблемы технологической культуры.
  43.  Линейная организационная структура управления, вертикальная структура управления, матричная структура управления.
  44.  Механизм социального управления
  45.  Закономерности функционирования и развития управленческих отношений.
  46.  Виды отношений в социальном управлении.
  47.  Организация управленческих отношений.
  48.  Прогнозирование развития социальных процессов.
  49. Управление социальными процессами в организациях.
  50.  Социальные технологии как способ оптимизации соци­альных процессов в больших и малых социальных группах.
  51.  Социально–управленческая информа­ция в современных условиях.
  52.  Информационное обеспечение социального уп­равления.
  53.  Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управлен­ческого решения.
  54.  Содержание социальных методов и форм выработки управленческого решения.
  55.  Организация социологического исследования в управлении
  56.  Особенности современного российского управления
  57.  Социология управления и социальная инженерия
  58.  Власть и управление.
  59.  Социальная организация и управление.
  60.  Социология управления и социальный порядок.

 

ТЕСТЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1) Социология управления, по Вашему мнению, представляет собой:

1. Общесоциологическую теорию или концепцию.

2. Специальную социологическую теорию.

 

2) Что, по Вашему мнению, является предметом социологии управления?

1. Социально–политические отношения общества.

2. Закономерности функционирования объектов социального управления.

3. Закономерности функционирования экономической системы государства.

4. Духовные отношения общества.

 

3) Социология управления это наука:

1. О процессе становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу в интересах приятия решения.

2. О закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений, социальных общностей и групп.

3. О закономерностях развития и функционировании человека как особой формы материи.

4. О закономерностях социальных отношений в управленческой деятельности, в интересах принятия оптимальных управленческих решений.

 

4) Основными функциями социологии управления являются:

1. Диагностическая, прогностическая, целеполагающая, практическая.

2. Аналитическая, системная, воспитательная, организационная.

3. Практическая, коммуникативная, организационная, воспитательная.

 

5) Назовите основных представителей, родоначальников школ социального управления.

1. М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, П. Сорокин.

2. Р. Линтон, Дж. Мид, Р. Мертон, И. Гофман.

3. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

4. М. Вебер, Э. Дюркгейм, Я. Щепаньский.

5. Э. Гидденс, П. Сорокин, З. Фрейд.

6. Ф.У, Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо.

 

6) Кто, по Вашему мнению, является основоположником школы «Научной организации труда»?

1. Ф.У. Тейлор.

2. Д. Мак–Грэгор.

3. А. Файоль.

4. М. П. Фоллет.

5. М. Вебер.

6. Т. Парсонс.

 

7) Кто, по Вашему мнению, является основоположником школы социального управления под названием «Школа человеческих отношений»?

1. Ф.У. Тейлор.

2. Д. Мак–Грэгор.

3. А. Файоль.

4. М. П. Фоллет.

5. Т. Парсонс.

6. Э. Мейо.

 

8) Кто, по Вашему мнению, является представителем школы «Теория администрации»?

1. Д. Мак–Грэгор.

2. А. Файоль.

3. М. Фоллет.

4. М. Вебер.

5. Т. Парсонс.

 

9) В русле доктрины «человеческих отношений» разработана и концепция человеческих ресурсов, которая получила еще одно название «теория Х и теория У». Кто является ее основателем?

1. Ф.У. Тейлор.

2. М. П. Фоллет.

3. М. Вебер.

4. Т. Парсонс.

5. Д. Мак–Грегор.

 

10) В последние годы в теории управления наряду с системным подходом используется ситуативный подход. Кто является его представителями?

1. Ф.У. Тейлор, Д. Мак–Грэгор, А. Файоль.

2. М. П. Фоллет, М. Вебер, Т. Парсонс., Д. Мак–Грегор.

3. Н. Месарович, Д. Мако, И. Такахара.

4. Д. Вудворд, Ф. Лутанс, П. Лоуренс.

 

11) Как будущий руководитель Вы считаете, что побуждающей силой к совершению социального действия является?

1. Мотивация.

2. Операция.

3. Информация.

 

12) Выберите из ниже перечисленных ответов основные функции социального управления.

1. Целеполагания, организационные, прогнозирования, планирования, принятия решения, мотивационные, контролирующие, а также маркетинговые.

2. Обучения, воспитания, мотивирования, поощрения, взыскания.

3. Конфликта и соперничества; сотрудничества и консенсуса; сотрудничества и соперничества; социальной зависимости и власти.

 

13) Кто из представленных социологов пристально занимался проблемами бюрократии?

1. Н. Михайловский, Г. Лебон, Г. Тард.

2. М. Вебер, Р. Мертон, М. Крозье.

3. М. Мид, Р. Парк, Т. Адорно.

4. А. Щюц, Ю. Хаберманс, Дж. Хоманс.

 

14) Управленческие отношения это:

1. Совокупность взаимодействующих элементов общества, принимающих непосредственное участие в разработке и реализации управленческого решения;

2. Развитие способности управленческих кадров к генерализации ценностей, адаптации и интеграции подсистем;

3. Особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка в управляемой организации в процессе принятия и реализации управленческих решений;

4. Совокупность социальных связей возникающих между социальными объектами, а также внутри них, в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений, направленных на регулирование, упорядочение, согласование, оптимизацию и обеспечение устойчивости управляемого социального объекта.

 

15) Социальные технологии это:

1. Цепь однотипных социальных явлений развивающихся в пространстве и времени;

2. Процедура решения конкретной управленческой задачи;

3. Система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития и социальными нормативами; совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата;

4. Это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу для всех управленческих функций.

 

16) Мотивация это ...

1. Особый порядок и установленная законом процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.

2. Образ, изображение; реальный облик, стиль делового поведения человека.

3. Совокупность факторов обеспечивающих возникновение побуждение к достижению необходимых для индивидов целей.

4. Навязывание определенных идеологических взглядов, стереотипов.

 

17) Основными функциями социальных технологий являются:

1. Согласующая, организующая, оптимизирующая;

2. Планирования, прогнозирования, проектирования;

3. Теоретическая, эмпирическая, методологическая.

 

18) Процедура разработки технологии оптимизации социального объекта включает в себя следующие этапы:

1. Минимизация издержек, поддержание порядка и дисциплины, оценка по формальным критериям, выполнение правил и регламентов;

2. Возникновение новой ситуации, выявление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;

3. Диагностика объекта, теоретическое обоснование социальной технологии, проектирование социальной технологии, социальная отладка проекта;

4. Все ответы верны.

 

19) «Идеальный тип» бюрократической организации включает следующие обязательные условия:

1. Некомпетентность, безличность в работе с клиентом, отсутствие иерархии;

2. Должность – основной вид дохода, дисциплина как самоцель, коллективная безответственность.

3. Специализация каждого подразделения, иерархическая структура, должность как основной вид деятельности, безличность в работе с клиентом, компетентность;

4. Все ответы верны.

 

20) Требования к социально-управленческой информации это:

1. Радикальность, референтность, обусловленность, гибкость;

2. Адаптивнось, универсальность, полнота, необходимость, избирательность;

3. Полнота, оперативность, достоверность, однозначность, эффективность, информативность;

4. Вязкость, объемность, яркость, простота, полнота.

 

21) К основным методам прогнозирования относятся…

1 Сравнение, сопоставление, обобщение.

2 Экспериментирование, проектирование.

3 Экстраполяция, моделирование и экспертные методы.

4 Экспертиза, контроль, оценка.

 

22) Социальное прогнозирование – это…

1 Создание прогнозной модели.

2 Исследование социальной системы.

3 Разработка идеального образа состояния, функционирования, направления и тенденций из­менения систем в различные периоды в будущем.

4 Изучение тенденций развития социальной системы.

 

23) К основным методам социального планирования относятся…

1 Экстраполяция, моделирование.

2  Сравнение, сопоставление, обобщение.

3 Аналитический, комплексный, социальный эксперимент.

4 Оценка, контроль.

 

24) К основным формам организации нововведений можно отнести:

1 Формальную, неформальную.

2 Админинстративно–хозяйственную, целевую, инициативную.

3 Стабильную, иерархическую, бюрократическую.

4 Демократическую, органическую.

 

 

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И

ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

В ходе изучения курса предполагаются следующие формы контроля знаний:

Итоговое тестирование

«отлично» – 40 баллов;

«хорошо» –  30 баллов;

«удовлетворительно» – 20 баллов;

«неудовлетворительно» – до 20 баллов

Доклад, представленный в форме электронной презентации

«отлично» – 30 баллов;

«хорошо» – 20 баллов;

«удовлетворительно» – 15 баллов;

«неудовлетворительно» – до 15 баллов.

Реферат

«отлично» – 15 баллов

«хорошо» – 10 баллов

«удовлетворительно» – 5 баллов

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии:

в форме экспресс-теста по окончанию лекции – до 3 баллов

в форме оценки за работу на семинаре – до 10 баллов

Результаты обеих форм контроля складываются, и в итоге получается 100–балльная система оценки, где:

«отлично» – 85–100 баллов;

«хорошо» – 70–85 баллов;

«удовлетворительно» – 60 –70 баллов;

«неудовлетворительно» – до 60 баллов.

 

ТЕЗАУРУС

 

Информация социальная – сово­купность сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма. Информация социальная является комплексом знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о свя­зи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии обществ, соз­нания на общественную практику.

Информация управленческая – сообщения (данные), необходимые для выработки прогноза, принятия управленческого решения, осуществления про­цесса управления.

Манипулирование – скрытое управление сознанием и поведением лю­дей в целях принуждения их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам

Метод  – 1. Сознательно и последовательно при­меняемый способ достижения цели. 2. Способ познания, исследования явлений природы и об­ществ. жизни с целью построения и обоснования системы знания.

Методы социального прогнози­рования – основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция в будущее наблю­даемых тенденций, закономерности, развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на опреде­ленную перспективу эти тенденции сохранятся без существенных изменений). Во-вторых, это оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления (прежде всего экспертной оценки). В–третьих, это моделирова­ние прогнозируемых явлений (понимая в дан­ном случае под моделью всякое условное, упро­щенное для удобства исследования, схематиче­ское представление об объекте прогноза – упо­рядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития собы­тий и т.д. вплоть до строго формализованных математических моделей–уравнений). Все три спосо­ба выделяются условно, ибо образуют органическое единство: любая экстраполяция, логическая или статистическая, представляет собой, по сути дела, про­гнозную оценку и разновидность прогнозной мо­дели. Любая прогнозная оценка – это, прежде всего экстраполяция в том или ином модельном представлении, любая прогнозная модель заклю­чает в себе экстраполяцию и оценку.

Методы социального управле­ния – комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) от­дельную группу; 3) целый коллектив. На каж­дом из этих трех уровней управление сталкива­ется со специфическими проблемами, а значит, и вы­рабатывает соответствующие методы; часть их применима в каждом из трех случаев, примене­ние др. ограничено к.-л. одним из них. По отно­шению к отдельному работнику предприятия можно выделить воздействие на поведение ин­дивида: а) прямое (приказ, задание); б) через мотивы и потребности (стимулирование); в) че­рез систему ценностей (воспитание, образование и т. д.); г) через окружающую соц. среду (изме­нение условий труда, статуса в административ­ной и неформальной организации и пр.).

Модель – копия, образец, макет, схема какого–либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог.

Мотивация – процесс активизации работников в совместной деятельно­сти или стремление к достижению целей на основе моральных и материальных стимулов; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Нововведение (инновация) (от поздне лат. innovatio) – изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность нововведений составляет инновационная деятельность, а содержание – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практич. средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшест­вом изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл. В зависимости от предметного содержания нововведения раз­личают технические (продуктивные, технологические) и социальные (экономические, организационные, культурные), а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений – радикальные и совершенствующие. На практике большинство нововведений включают разнооб­разные компоненты, комплексный характер име­ет и их эффективность.

Организация – совокупность людей, объединенных для достижения ка­кой–либо цели на основе разделения труда, их обязанностей, взаимоотношений и упорядоченной структуры; упорядоченная во времени и пространстве дея­тельность субъекта управления по реализации спланированных мероприятий с учетом имеющихся сил и средств.

План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов последовательности и сроков выполнения.

Планирование – функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реа­лизации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.

Планирование социальное – на­учно обоснованное определение целей, показа­телей, заданий (сроков, темпов, пропорций) раз­вития соц. процессов и основных средств их пре­творения в жизнь. Объектами П.с. выступают: об–во в целом; каждая из сфер обществ, жизни; соц. процессы, происходящие в различи, сферах общества как в территориальном (республика, область, район, город, село), так и в функциональном разрезе (в сфере просвещения, культуры, бытового обслу­живания и т. д.). П.с. предполагает определение цели, ее количественную и качественную харак­теристики применительно к каждому объекту планового воздействия.

Прогноз – научное заключение о предстоящем развитии или исходе собы­тий, явлений на основании специального исследования.

Прогнозирование – исследования на основе научных методик, преиму­щественно с количественными оценками и с указанием определенных сроков изменения объекта управления в будущем.

Система социальная – структурный элемент социальной реальности, определенное целост­ное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Сис­тема – это предмет, явление или процесс, со­стоящий из качественно определенной совокуп­ности элементов, находящихся во взаимных свя­зях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними усло­виями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой сис­темы являются целостность и интеграция. Цело­стность фиксирует объективную форму сущест­вования явлений, т. е. существование как цело­го, интеграция – процесс и механизм объедине­ния частей. Целое всегда больше суммы входя­щих в него частей. Это означает, что каждое це­лое обладает новыми качествами, которые меха­нически несводимы к сумме его элементов, об­наруживают некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или инте­гральные. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной социальной общно­сти (соц. группа, соц. организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение де­терминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретны­ми социальными функциями (ролями), которые они выпол­няют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуаль­ными качествами (соц. качества личности, моти­вы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Социальное предвидение представляет собой форму отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления

Социальное проектирование – это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определение вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Социальный статус – соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре.

Социальная технология – это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов, программ, проектов и получения оптимального социального результата.

Социальное управление в широком смысле слова – это  управление любыми социальными процессами  в отличие от управления в биологических и технических системах; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, которое осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации.

Социальное управление – сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций. Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.

Программа – предписание, план намеченных работ с изложением основ­ных целей и задач деятельности на определенный период.

Процедура – нормативно или опытным путем установленный порядок действий при решении какой–либо задачи или проблемы.

Регулирование – внесение в управленческий процесс поправок с учетом изменения объекта управления и воздействий внешней среды; управленческий процесс преодоления узких мест, а также выделение, направление и распределение ресурсов, сил и средств на решение стоящих задач.

Роль в управлении – мера влияния, значение, степень участия субъектов и объектов в процессах и функциях управления.

Руководство – направление деятельности организации посредством лич­ного влияния (авторитета) руководителя и социальных коммуникаций в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами.

Технология – совокупность методов, форм и средств, определяющих спо­соб изменения состояния, свойств и формы предмета деятельности.

Технология выработки и принятия управленческого решения – это целенаправленный, взаимоувязанный, упорядоченный набор методов и приемов деятельности субъекта социального управления по выбору управ­ленческих альтернатив.

Функция – обязанность, вид или круг деятельности, назначение, роль, а также зависимая переменная величина, изменяющаяся по мере изменения дру­гой величины, называемой аргументом.

Поисковое социальное прогнозирование – это определение возможных состояний объекта управления в будущем на основе тенденций его разви­тия в прошлом и настоящем.

Управление социальными процессами представляет собой четкую последовательность действий органов управления по сбору и анализу исходной социально–психологической информации о состоянии социального объекта, построению идеальной модели исследуемого процесса, сравнению параметров идеальной и реальной модели, формированию выводов и рекомендаций по коррекции управленческих воздействий на: окружающую служебно–бытовую и социальную среду, условия функционирования социального объекта, сам социальный объект в интересах развития (формирования) мотивационно–волевой сферы пограничников, их профессиональных и личност­ных качеств, регулирования межличностных отношений и упрочения внутриколлективных отношений.

Эксперимент (от лат. expenmentum – проба, опыт) – форма познания объективной действительности в науке, при котором явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблю­дение за которыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями

Эксперимент в социологии – ме­тод сбора и анализа эмпирических данных, направ­ленный на проверку гипотез относительно при­чинных связей между явлениями. Обычно (в ре­альном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в есте­ственный ход событий: он создает или изыски­вает определенную ситуацию, приводит в дей­ствие гипотетическую причину и наблюдает за изме­нениями в ситуации, фиксирует их соответст­вие или несоответствие предположениям.

Эксперимент естественный – разновидность эксперимента, в котором вмешатель­ство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскива­ет подходящую ситуацию, где эксперименталь­ный фактор находился бы в максимальной изо­ляции от др. факторов, и наблюдает за развити­ем событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступ­ления в действие изучаемого фактора. Для бо­лее надежных выводов относительно роли последних необходимо провести повторные иссле­дования.

Эксперимент лабораторный – разновидность эксперимента, в котором экспери­ментальный фактор введен в действие в создан­ной исследователем ситуации. Этим резко повы­шается внутренняя валидность эксперимента – элиминируются случайные факторы, увеличи­ваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управ­ляемой и повторяемой. Но наряду с этими пре­имуществами возникают и многие недостатки: искусственно созданная ситуация оказывается часто слишком далекой от реальной соц. ситуа­ции. Испытуемые знают, что они участвуют в эксперименте, что их реакции фиксируются и что одни из реакций «правильнее», чем другие;

существенное воздействие на поведение испы­туемых оказывает поведение экспериментатора и т. д.

Эксперимент полевой – разновид­ность эксперимента, в котором воздействие экспериментального фактора происходит в реальной соц. ситуации. По степени активности исследо­вателя (что во многом означает и степень близо­сти к естественным условиям) среди полевого эксперимента выде­ляются естественные эксперименты (исследо­ватель принимает позицию наблюдателя, не вме­шивается в ход событий) и активно направлен­ные эксперименты (исследователь вводит в дей­ствие экспериментальный фактор). Для дости­жения большей естественности в последнем виде Э.п. стараются, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте, маскируют ввод экс­периментального фактора и наблюдение за за­висимой и неэкспериментальными переменны­ми.