Социальное прогнозирование и проектирование

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Российский государственный гуманитарный университет

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное прогнозирование и проектирование

Программа курса

 

 

Для специальности №020300 – социология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2009-2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное прогнозирование и проектирование

 

Программа курса

 

Составитель

Д.с.н., профессор С.Н.Майорова-Щеглова

 

Ответственный редактор

Д.ф.н., проф. В.Ф.Левичева

 

Программа утверждена на заседании кафедры прикладной социологии

Пр.№ 2 от 29.09.2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российский государственный гуманитарный университет 2009

 

 

Пояснительная записка

Социальное проектирование в тесной взаимосвязи с прогнозированием социальных процессов и моделированием раскрывается как один из ведущих способов современной организации общественной жизни и управления обществом. Курс содержит систематическое изложение технологии разработки социального проекта, оценки его жизнеспособности посредством социальной экспертизы и организационных основ его реализации. Программа курса составлена в соответствии с Государственным стандартом.

Цель, задачи

В результате изучения данного курса студенты приобретают определенные знания, умения и навыки в социальном прогнозировании и проектировании как пограничной области социального знания и социальной деятельности. При изучении курса решаются следующие задачи:

-         ознакомление с технологиями прогностики, диагностики, моделирования социальных процессов и объектов;

-         обучение практическим навыкам социального проектирования;

-         представление многообразной практики разработки прогнозов и реализации  проектов в социальной сфере.

Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-четвертом годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение основ технологического прогнозирования и специфических методов и техник проектировочной деятельности.

Учитывая специфику курса при его проведении большое внимание уделяется аналитической работе с текстами современных ученых и классиков и самостоятельной креативной работе.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

Специалист должен:

Знать основные этапы развития прогнозирования как социальной деятельности; типовую структуру социального проекта.

Иметь представления о теоретических подходах к социально-проектной деятельности, о непредвиденных и непреднамеренных последствиях прогнозов, причинах и способах  предупреждения;

Быть компетентным в определении основных видов прогнозов и проектов.

В результате прохождения курса студенты обучаются следующим практическим навыкам:

  • организации социологического исследования в предметном поле прогностики и проектирования;
  • использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации по социальным программам и проектам.

 

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социальное прогнозирование и проектирование»

 

Индекс

 

Дидактические единицы

 

Всего часов

 

 

 

Социальное прогнозирование как метод научного познания;  содержание  и  функции  социального прогнозирования; объект  и  предмет   социального прогнозирования, его виды;  технологические этапы и методы социального прогнозирования;  технология моделирования, модели  социального  прогнозирования; сущность социального проектирования;  структура социальной проектной деятельности; обоснование и апробация социальных проектов;  нормативная база, информационное  и ресурсное обеспечение социального проектирования;  технология социального проектирования; стадии,  методы  и инструментарий социального проектирования, разработка социальных программ и планов.

120

 

 

 

Словарь – минимум основных понятий, необходимых для успешного усвоения курса (50)

  1. Апрейзер
  2. Благотворительность
  3. Бюджет проекта
  4. 4.     Верификация прогноза 
  5. 5.     Грант
  6. Деловая игра
  7. Жизненный цикл проекта
  8. Инвестиция
  9. Интерполяция
  10. Квази-проект
  11. Метод «мозговой атаки»
  12. Метод Делфи
  13. 13.                       Метод исторической аналогии
  14. Метод репертуарных решеток
  15. Метод синектики
  16. Моделирование
  17. Модель
  18. Национальные проекты
  19. Норматив
  20. Нормативный прогноз
  21. «Нормальный» проект
  22. Объект прогнозирования
  23. Операция
  24. Перфоманс
  25. Плановый прогноз
  26. Поисковый прогноз
  27. Последствия прогнозов
  28. Престиж-проект
  29. Прогнозирование
  30. Прогнозный фон
  31. Прогностика
  32. Программный прогноз
  33. Проектирование
  34. Псевдопроект
  35. Римский клуб
  36. Свот-анализ
  37. Спонсоринг
  38. Социальное картографирование
  39. Сценарный метод
  40. Субсидия
  41. Технология
  42. ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач
  43. Утопия
  44. Футурология
  45. Хэппенинг
  46. Целевой прогноз
  47. Эксперимент
  48. Эксперт
  49. Экспертиза
  50. Экстраполяция

 

 

 

Данная дисциплина специализации предназначена для студентов-социологов V курса.

Курс предполагает 22 часа лекций, 20 часов семинарских занятий и 10 часов контрольных работ, в том числе итоговой письменной работы.

Основными видами занятий являются:

1. Лекции (22 часа), в которых обеспечивается целостное представление о предмете спецкурса, о его структуре, связь с другими курсами, даётся анализ существующих теоретических подходов, раскрывается содержание разделов и тем, обосновываются определения и дефиниции, демонстрируются возможности применения получаемых знаний на практике;

2. Практические и семинарские занятия (12 часов), направленные на закрепление пройденного материала, на рассмотрение дополнительной литературы, на обсуждение домашних заданий;

3.Групповые дискуссии (8 часов), в ходе которых обсуждаются конкретные проблемы, связанные с различными сферами жизнедеятельности общества, вырабатываются исследовательские подходы к прогнозным исследованиям.

4.Домашние задания, преследующие цель углублённой проработки наиболее сложных тем спецкурса на основе дополнительной литературы.

Доклады и выступления на практических и семинарских занятиях, участие в групповых дискуссиях, выполнение домашних заданий являются формами промежуточного контроля знаний студентов.

 

 

Содержание

 

Тема 1. Теоретический анализ прогнозирования как вида человеческой деятельности: обзорная ретроспекция.

Разнообразие видов человеческой деятельности и их влияние на развитие форм предсказания будущих результатов как в обыденной жизни, так и в социальной сфере.

Особенности употребления терминов «предсказание», «прорицание», «предугадывание», «предчувствие», «предвосхищение»; мечта, фантазия, утопия; идея, гипотеза, план, программа, проект и др.

Классификация, отражающая уровневый характер предвидения и прогнозирования. Обыденный уровень предвидения и прогнозирования через выявление отдельных признаков происходящих событий: повторяемость, взаимосвязь, существенность. Роль эмпирического наблюдения и чувственного познания мира. Религиозно-мифический уровень и его основа на мифе или вере. Формы: откровения, прорицания, молитв, восхвалений, шаманства, заклинаний, гаданий и пр. Прогностическая роль утопизма как предшественника научного предвидения и прогнозирования.

Футурология как метод описания конкретных форм, проектов и образов будущего, изучения тенденции развития отдельных систем. 20—30-е годы XX века – этап зарождения социальной прогностики в ее научно обоснованном виде. Отечественные и зарубежные представители прогностики.

Тема 2. Научные школы социального прогнозирования

Основания для классификации научных школ прогнозирования.

Научные школы по хронологическому основанию: наука о будущем - футурология и прогностика – наука о методах, приемах и средствах, т.е. о технологии современного прогнозирования.

Начало современного социального прогнозирования в работах Дж. Бернала, Н. Винера (конец 40-х годов 20-го века). Разработки перспектив научно-технической революции. Обнаружение и описание эффекта использования поисковых и нормативных прогнозов при управлении социальными процессами на макроуровне.

Конец 50-х и  60-е годы в истории прогнозирования - период «бума прогнозов» — социально-экономических, демографических, военно-политических. Разработка основы методологии и методики прогнозирования (Д.Белл, Б.де Жувенель, Ф.Полак, Г.Тейл, Э.Янг).

«Исследования будущего» с конца 1960-х годов через обоснованное, логически непротиворечивое моделирование будущего состояния общества, отдельных процессов и явлений. Развитие  «глобалистики» и «альтернативистики». Дж.Бернал, Н.Винер, А.Печчеи, Р.Юнг и их концепция систематизации глобальных проблем: социальные преобразования; разоружение; разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран; жизненные ресурсы человечества; экологический и демографический балансы; расселение; культура; здравоохранение; антиобщественные явления; эффективность международных организаций. Роль Римского клуба в развитии прогнозирования.

Идеи социального пессимизма в концепциях «альтернативщиков». Развитие теории «эффекта Эдипа»  - самоисполняющиеся и самоаннулирующиеся прогнозы (Д. Медоуз, Дж. Форрестер, Р.Хейлбронер). Влияние концепции устойчивого развития на разработку научных прогнозов мирового масштаба.

Институционализация социального прогнозирования в России в конце 50-х — начале 60-х годов (Э.В.Араб-Оглы, И.В.Бестужев-Лада, В.А.Лисичкин, Т.М.Румянцева и другие).

Классификация научных школ прогнозирования по основанию включения/невключения проектирования в задачи прогнозирования. Разграничения прогноза-предсказания. Выделение теоретиков «количественников» и «качественников».

Научная школа «Planning for real» (Планирование в реальности или планирование для реальности) и их прогнозы -макеты будущего.

Соотношение приоритетности фактора научно-технических нововведений и  общественной, субъектной составляющей развития общества. Школы по сферам прогнозирования: демография, образование, экономика, право, экология и т.д.

Тема 3. Технологическое прогнозирование.

Технологическое прогнозирование, определение, особенности. Технологическое прогнозирование как высший уровень развития предвидения и прогнозирования. Познание и прогнозирование с опорой на закономерности развития событий, социальных явлений и процессов; реализм и возможность достижения прогностических выводов и результатов при соблюдении соответствующих условий; использование комплекса научных методов, приемов и процедур познания и преобразования настоящего и будущего.

Продуцирование нового знания с наименьшими для данных условий и времени затратами как обязательное условие технологического прогнозирования.

Атрибутивные признаки технологического прогнозирования : целесообразность – достижение планируемого результата с оптимальными затратами; · процессуальность – алгоритмическое представление деятельности в виде последовательностей технологических процессов и операций; · нормализованность – регламентация процессов деятельности и требований к конечным результатам; · воспроизводимость – гарантированность результата при соблюдении технологических предписаний;· системность – целостность, взаимосвязь технологических подсистем, управляемость; · эффективность – ориентация на разработку и использование эффективных и экономичных процессов.  Операция как основа методов технологического прогнозирования.

Тема 4. Специфика социальных прогнозов. Типология прогнозов.

Особенности прогнозов в социальной сфере. Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы. Группы факторов развития социальной сферы государства: экономические,  политические, правовые, культурные, природно-климатические, социально-демографические,  национально-этнические, социально-психологические,.

Поисковый прогноз как определение возможных состояний социальных систем в будущем. Нормативный прогноз через определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов. Целевой прогноз собственно желаемых состояний. Программный прогноз как вероятностная гипотеза о возможных взаимовлияниях различных факторов. Плановый прогноз (план-прогноз) хода выполнения (или невыполнения) своеобразных заданий. Процесс выработки поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив.

Период упреждения прогноза. Типология прогнозов по временным рамкам: долгосрочный, среднесрочный, срочный. Типология прогнозов по уровням: региональные, подсистемные, однопроблемные, однопроцессные, однопараметрические, локальные.

Формы представления научных прогностических исследований.

Тема 5. Непредвиденные и непреднамеренные последствия прогнозов, их причины и способы  их предупреждения.

Понятие самоисполняющихся и самоаннулирующихся прогнозов.  Особенности прогнозирования системы в условиях определенности, неопределенности и в ситуации риска. Ситуация ложного самоаннулирующегося прогноза. Оценка прогноза на достоверность самоисполнения или аннуляции. Верификация прогноза.

Основные причины непредвиденных или непреднамеренных последствия прогнозов относительно социальных систем: длинные цепи взаимозависимости системных элементов внутри общества на основе кооперации и конкуренции; разные уровни знания и человеческой компетентности,  идеологические искажения, скрывающие точное представление о целях и программах от некоторых социальных участников,  различия в декларируемых и исповедуемых ценностях, целях и приоритетах.

Тема 6. Методический инструментарий прогнозиста.

Последовательность операций поискового прогноза: Различие в логике исследования при подготовке нормативного прогноза. Идея нормативного, а также целевого, планового, программного прогнозов - оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами.

Методы исследования прогнозного фона. Использование в целях прогнозирования различных видов информации: статистическая, историческая, ретроспективная, текущая, актуальная (в момент прогнозирования), прогностическая (уже известные прогнозы), социологическая (интервью, анкетный опрос, данные опроса экспертов), проспективная (в форме гипотезы). Методы, используемые на социально-диагностической стадии: локальные поисково-информационные и социально исторические обследования; информативно-целевой (мотивационно-целевой) анализ текста; опросы (разнообразные по целям и форме) людей, в той или иной мере причастных к выработке управленческого решения, либо попадающих в «зону его воздействия». Социальное картографирование. SWOT-анализ.

Методы на этапе построения прогнозов. Специфика формализованных (математических) и интуитивных (экспертных) методов. Метод экстраполяции как построение динамических  рядов показателей прогнозируемого процесса ретроспективы и упреждения (перспективы) развития.

Использование экспертных методов. Метод Делфи. Сценарный метод, возможности и границы применения.

Использование формальных моделей. Моделирование как метод исследования и представления объектов познания на их моделях, выступающих как аналоги оригинала. Разновидности деловых игр («инновационные игры» по методике В.С.Дудченко, «ансамблевые игры» по методике Ю.Д.Красовского). Границы и возможности моделирования с применением  информационных технологий.

Тема  7. Основы социального проектирования (2 часа)

Социальное проектирование как процесс конструирования действия, направленного на достижение социально-значимой цели. Три подхода к социально-проектной деятельности: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный подходы. Определение понятия социальных проблем и методы их социологического выявления. Предмет социального проектирования. Субъекты проектной деятельности.

Тема 8. Этапы разработки проекта (2 часа)

Понятие социального проекта. Типы проектов по характеру проектируемых изменений. Инновационные и поддерживающие проекты. Типы проектов по направлениям деятельности. Локализация проектов по месту, времени и ресурсам.  Спонсорские и благотворительные проекты.

Понятие жизненного цикла проекта. Появление идеи проекта. Первичное и вторичное творчество. Концептуализация проекта. Планирование. Диагностическая работа по проекту. Оценка жизнеспособности проекта. 5 правил планирования проектов. Способы планирования. Типовая структура плана.

Тема 9. Методы коллективной разработки социального проекта (2 часа)

Социальное проектирование как групповая работа. Команда проекта, подбор проектантов. Мозговая атака и ее значение в создании команды. Методы проектирования: мозговая атака, метод фокальных объектов, деловая игра, метод создания сценариев, ТРИЗ, метод контрольных вопросов. Особенности социальной диагностики при проектировании Способы социальной диагностики. Сбор сравнительных, исторических и иных данных. Социальное картографирование. Значение массовых опросов и опросов экспертов.

Тема 10. Социальный проект как текст. Социальная экспертиза проектов (2 часа)

Типовая структура  проекта. Планирование проекта. Бюджет проекта. Презентация проекта. Защита проекта. Организация конкурса проектов. Положение о конкурсе проектов. Контроль за осуществлением проекта. (4 часа)

Понятие социальной экспертизы. Основные типы экспертов. Методы отбора экспертов. Объект, предмет экспертных оценок. Виды социальной экспертизы. Экспертиза конкурсных проектов и программ. Характеристика Российских и международных фондов и организаций, проводящих конкурсы грантов на исследовательскую и практическую работу в социальной сфере.

Тема 11. Реализация социального проекта (2 часа)

Виды, методы, пути и средства апробации проектов. Социальное моделирование как инструментальное средство прогнозирования и проектирования. Прогностические и иммитационные модели.

Организационный механизм реализации проекта. Функциональная и матричная структуры управления проектов. Кадровое обеспечение проекта. Текущий и итоговый контроль за реализацией проекта. Показатели эффективности проекта. Апрейзеры и нормативы. Коррекция проекта по итогам мониторинга. Завершение работ по проекту. Требования к отчету по проекту.

 

Основная литература

  1. Бестужев-Лада И.В. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-1999. - М.: «АНТОЛОГИЯ»Academia, 2000. - 854 c.
  2. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. — М., 2001.
  3. Виноградов В.Н., Эрлих О.В. Основы социального проектирования. – СПб.: Леонтьевский центр, 2000.
  4. Голиков В.Д. Основы социального прогнозирования и проектирования. Уфа, Уфимский гос.авиа.тех.университет, 2000.
  5. Луков В.А.  Социальное проектирование. – М.: Социум, 2000.
  6.  Никитина Л. Е., . Липский И. А., Майорова-Щеглова С. Н., Наместникова Г. А. Прогнозирование развития  воспитательных систем. - М. : АРКТИ, 2009. - 256 с.
  7. 7.     Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Раздел VI «Социология управления», С.422-490.

 

Дополнительная литература

 

  1. Антонов С.А. Прогнозирование как фактор совершенствования стратегического управления организацией : диссертация... кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2007. 190 с.
  2. Антоносенко Е.Г. Взгляд на прошлое с думой о будущем //Социс. №9. 2000.
  3. Арсеньев В. Р. Альтернативы будущего. — СПб., 1996.
  4. Арженовский С.В. Методы социально-экономического прогнозирования. М., 2008, 236 с.
  5. Афанасьев С. Л. Будущее общество. Ведущие социально-экономические тенденции современности. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 567 с. 
  6. Баваров А.С. Метод сценариев как разновидность интуитивно-логических методов прогнозирования. - М., 1990. - 234 с. 
  7. Бадина А.А. Социальное прогнозирование перспектив развития крупного северного города : диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.08 Екатеринбург, 2007. 198 с.
  8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социологического прогнозирования: Пер. с англ. — М., 1999.
  9. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация: почему и какая? М., Владос, 1997.
  10. Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования /Детность семьи. М., 1986.
  11. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М.:Наука, 1993.
  12. Блэкмен А.У. Прогнозирование посредством динамического моделирования. Ям. 1997. С.186.
  13. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях  рынка.- М., 2004.
  14. Гордон Т. Дж. Новые подходы к методу Дельфи.- М., 1972. 
  15. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учеб. пособие. — СПб., 1995.
  16. Давыдов А. А. Модель социального времени //Социол. исследования.— 1998. —№ 4. —С. 99. 
  17. Давыдов А.А., Попова И. М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социол. исследования.. — 1999.—№ 10.—С. 138. 
  18. Казначеева И.А. Социальное прогнозирование в условиях трансформации российского общества: комплексный социологический анализ – Дисс…д.с.н. Ставрополь, 2005.
  19. Какое будущее ожидает человечество? — Прага, 1964.
  20. Карташева Н.Н. Прогнозирование социально-управленческих процессов в современной России. Дисс…к.с.н. М., 2004.
  21. Кларк А. Черты будущего. — М., 1968.
  22. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. - М.:Интерпракс, 1994.
  23. Костко Н.А. Прогнозно-нормативное проектирование в системе социального управления развитием региона.- Дисс… д.с.н. Тюмень 2004.
  24. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. – М., 1992.
  25. Ксенофонтов М.Ю. Теоретические  и  прикладные  аспекты  социально-экономического прогнозирования. — М., 2002.
  26. Кузьмин Б.В. Социальное прогнозирование развития России в 21 веке. – М., 2002.
  27. Куценко В.И. Методологические проблемы социального предвидения. Киев, 1997.-283с. 
  28. Личко К.П. Прогнозирование и планирование АПК. - М.: Юристь-Гардарика, 1998.
  29. Луков В.А. Социальная экспертиза. – М.: Социум, 1996.
  30. «Модели мира» и образ человека. - М., 1982. С.179. 
  31. Молев А.И. Социокультурные прогнозы развития западной цивилизации середины XX - начала XXI вв. : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Москва, 2007. 199 с.
  32. Феофанов К.А. О сценарном подходе к прогнозированию//Социс. № 5. 2008.
  33. Карпова В.М. Сценарии развития процессов старения населения в зависимости от демографической политики // Социология 4М  29, 2009, С.89-108
  34. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. –М., 2003.
  35. Новицкая Л.Н. Социальное прогнозирование развития малого региона. – Дисс…к.с.н. Майкоп, 2004.
  36. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
  37. Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социс. 2007. №12. С. 118-130.
  38. Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1985.
  39. Плотинский Ю.М. Иконологическое моделирование – новый инструмент социологов // Социол.исслед. № 5, 2000, с. 116-122.
  40. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.
  41. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998.
  42. Пригожий И., Стингере И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 2001.
  43. Прогнозное социальное проектирование и город. Кн. 1,2. — М., 1994—1995.
  44. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы/ Ин-т социологии РАН; отв. ред.Т.М.Дридзе.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Наука, 1994.
  45. Рабочая книга по прогнозированию. — М., 1982.
  46. Резник Ю. М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социол.исследования. — 1994. — № 2. — С. 87-96.
  47. Розин В.М. Социальное проектирование / Философия техники: история и современность. М., 1997. С.265.
  48. Саенко Ю. И. Состояние общества. К вопросу о его изменении // Социол. исследования. — 1999. —№ 10.—С. 87-96. 
  49. Сивиринов Б.С. Феномен социальной перспективы в современной социологии .- Дисс…д.с.н. Барнаул, 2004.
  50. Сидельников Ю.В. Пути повышения качества прогнозов. - М., 1990.
  51. Сидельников Ю.В. Теория, организация экспертного прогнозирования. - М., 1990.
  52. Синцов К.В. Прогнозирование как метод региональных исследований (на примере Псковской области) : диссертация... кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2007. 148 с.
  53. Социальная рациональность как компонент социальной перспективы //Социологические исследования. — 2003.— № 4.
  54. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.
  55. Тоффлер Э. Третья волна. — М., 2002.
  56. Тоффлер Э. Футуршок. — М., 1997.
  57. Троцук И.В. Отрицание экспертности как методическая проблема // Социология 4М  29, 2009, С. 155-171.
  58. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ данных на компьютере. М., 1998.
  59. Фукуяма Ф. Конец истории. — М., 1992.
  60. Харченко К.В. Социальное предвидение и прогнозирование в свете научных изысканий // Социс. 1999. №5.
  61. Хауштейн. Методы прогнозирования в социалистической экономике: Пер. с нем.- М., 1971. 
  62. Хачатурян Е.Э. Культурный архетип как фактор социального проектирования в современной России.- Дисс… к.с.н. Пятигорск, 2005.
  63. Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование. Учебный практикум.- М.: Социум, 2001.
  64. Эллюль Ж. Технологический блеф // Философские науки. 1991. №9. С. 163.
  65. Юнг К. Г. Современность и будущее. — Минск, 1992.
  66. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. — М., 1999.
  67. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. — М., 1974.

 

Электронные ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

 

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Теоретический анализ прогнозирования как вида человеческой деятельности: обзорная ретроспекция

2

 

2

2.

Научные школы социального прогнозирования

2

4

4

3.

Технологическое прогнозирование.

2

 

2

4.

Специфика социальных прогнозов. Типология прогнозов.

2

2

4

5.

Непредвиденные и непреднамеренные последствия прогнозов, их причины и способы  их предупреждения.

2

 

2

6.

Методический инструментарий прогнозиста.

2

6

8

7.

Основы социального проектирования

2

2

4

8.

Этапы разработки проекта

2

 

2

9.

Методы коллективной разработки социального проекта

2

4

6

10

Социальный проект как текст. Социальная экспертиза проектов

2

 

2

11

Реализация социального проекта

2

2

4

 

Итого:

22

20

42