Социология молодёжи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Российский государственный гуманитарный университет

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра прикладной социологии

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Программа курса

 

 

Для специальности №020300 – социология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2009-2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социология молодежи

Программа курса

 

Составитель

Д.с.н., профессор С.Н.Майорова-Щеглова

 

Ответственный редактор

Д.ф.н., проф. В.Ф.Левичева

 

Программа утверждена на заседании кафедры прикладной социологии

Пр.№ 2 от 29.09.2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российский государственный гуманитарный университет 2009
Пояснительная записка

 

 

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в России оказывает серьезное влияние на положение и социальное развитие российской молодежи. Особую остроту ряда молодежных проблем обусловливает также особенность протекания этого возрастного периода в жизни человека. Научный анализ процессов формирования ценностно-нормативной системы молодежи, экономических, политических и социокультурных условий ее социализации имеет в современных условиях большое поле практического применения: при принятии решений в области государственной молодежной политики, программ социального развития и регуляции социального поведения этой возрастной группы. Социология молодежи является одной из активно развивающихся отраслей в современной социологии, здесь активно происходит поиск новых методических подходов к исследованиям и разработка теоретических парадигм. Именно этим продиктована необходимость изучения курса студентами-социологами, его место в учебном плане и логика построения курса.

Цель спецкурса – формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии.

Задачи спецкурса:

  • дать представления о сущности молодёжи как социально-демографической группы, с точки зрения её роли и места в общественном воспроизводстве.
  • изложить основные социальные проблемы, возникающие в связи с положением молодёжи в социальной структуре общества, с особенностями её сознания и поведения;
  • обеспечить необходимые знания о методах социологического исследования социальных проблем молодежи;
  • дать представление об основных направлениях и формах реализации молодёжной политики государства и роли социологической информации для принятия долгосрочных проектов и программ.

 

Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-четвертом годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение социологических теорий молодежи и специфических методов и техник исследования ювенальных групп.

Учитывая специфику курса при его проведении большое внимание уделяется самостоятельной креативной работе с текстами современных ученых и классиков, а также аспектам подготовки студентов к возможной будущей преподавательской деятельности. Акцент при самостоятельной работе ставится на визуализации теоретических и практических материалов, развитии навыков оценивания и контроля.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология молодежи»

 

Специалист должен:

Знать основные функции социологии молодежи,  современные социально-правовые и социально-экономические  проблемы  российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных субкультур;

Иметь представления о теоретических концепциях молодежи, социализации и взросления, об основных этапах социализации и возрастных кризисах молодежи;

Быть компетентным в определении специфики научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики.

В результате прохождения курса студенты обучаются следующим практическим навыкам:

  • организации социологического исследования в предметном поле социологии молодежи, получения информации от различных ювенальных групп;
  • использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации.

 

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социология молодежи»

 

Индекс

 

Дидактические единицы

 

Всего часов

 

 

 

Социальный возраст. Социально-возрастная стратификация. Возрастной статус молодежи. Возрастная роль. Возрастное неравенство. Возрастные этапы в структуре жизненного пути. Поколение и возрастная когорта. Социологические концепции молодежи. Молодежные субкультуры. Молодежная политика. Специфика исследовательской и социально-проектной работы с молодежными возрастными группами.

 

72

 

 

 

Словарь – минимум основных понятий, необходимых для успешного усвоения курса

 

Возрастная когорта

Возрастная роль

Возрастная стратификация

Возрастной кризис

Возрастное неравенство

Возрастные этапы в структуре жизненного пути

Молодежная политика

Молодежная субкультура

Молодёжное движение

Молодёжные проблемы

Молодежь

Молодость

Молодые взрослые

Подростки

Поколение

Социальный возраст

Социологические концепции молодежи

Социология молодёжи

Статус молодежи

Ювенальная группа

Юность

 

Данная дисциплина специализации предназначена для студентов-социологов V курса.

Курс предполагает 18 часа лекций, 14 часов семинарских занятий и 10 часов контрольных работ, в том числе итоговой письменной работы.

Основными видами занятий являются:

1. Лекции (18 часов), в которых обеспечивается целостное представление о предмете спецкурса, о его структуре, связь с другими курсами, даётся анализ существующих теоретических подходов, раскрывается содержание разделов и тем, обосновываются определения и дефиниции, демонстрируются возможности применения получаемых знаний на практике;

2. Практические и семинарские занятия (10 часов), направленные на закрепление пройденного материала, на рассмотрение дополнительной литературы, на обсуждение домашних заданий;

3.Групповые дискуссии (4 часа), в ходе которых обсуждаются конкретные проблемы, связанные с различными сферами жизнедеятельности молодёжи, вырабатываются исследовательские подходы к эмпирическим исследованиям молодежи.

4.Домашние задания, преследующие цель углублённой проработки наиболее сложных тем спецкурса на основе дополнительной литературы.

Доклады и выступления на практических и семинарских занятиях, участие в групповых дискуссиях, выполнение домашних заданий являются формами промежуточного контроля знаний студентов.

 

Содержание курса

 

 

Тема 1. Возраст как объект научного исследования

 

Понятие возраста в науке. Абсолютный, календарный, хронологический возраст. Условный возраст как возраст развития. Установление условного возраста. Периодизация как структурирование течения времени, выделение в нем определенных, имеющих содержательное значение хронологических элементов (периодов).

Понятия «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл» в описаниях индивидуального развития.

Биологический возраст. Психический возраст. Концепции жизненного пути в психологии.

Социальный возраст. Соотнесение процессов биологического, психического, социального развития человека. Возрастная самоидентификация индивида. Межличностная гетерогенность. Внутриличностная гетерогенность – несовпадение темпов созревания и инволюции человека.

Возрастные циклы в структуре жизненного пути. Обряды перехода от одного жизненного этапа к другому (обряд инициации). Возрастной кризис и критический период.

Возрастная периодизация в Российской Федерации. Границы молодежного возраста и периодизация внутри возраста. Сравнение периодизации в России, Европе и др. странах.

 

 

Тема 2. Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества

 

Развитие общества как процесс последовательной смены и преемственности возрастных когорт. Понятие «возрастного слоя-страты», «возрастная когорта», «поколение».

Поколение как социально-историческое явление. Преемственность поколений. Смена поколений как универсальный процесс. К.Мангейм и его понятия «поколенное положение», «поколенная взаимосвязь», «поколенное единство». 4 подхода в российской социологии к определению поколения: демографическое поколение, историческое поколение, хронологическое поколение, символическое поколение.

Концепции молодежи как источника конфликта поколений. Молодежь как феномен культуры.

Конфликт поколений. Причины возрастного конфликта. М.Мид и ее работа «Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями». Разрешение конфликта поколений социальными средствами. Способы нейтрализации социально-возрастного конфликта в традиционных и современных обществах.

Система возрастной стратификации. Социально-демографической аспект: возрастной состав и структура населения. Социально-экономический аспект: возрастная структура участия в общественном воспроизводстве. Социально-политический аспект: возрастная структура властных отношений, системы институтов и организаций. Социокультурный аспект: преобладание элементов субкультуры определенного возраста в культуре общества. Место и роль молодежной группы в социальной структуре общества: история и современные тенденции.

Возрастная стратификация как система связанных с возрастом социально-психологических экспектаций и санкций. Методы и приемы изучения социальной стратификации, построенной на возрастном принципе. Факторы устойчивости и изменчивости, влияние демографических переменных, внешних условий.

 

Тема 3. Молодежь как объект социологического исследования.

 

Различные подходы к определению понятия «молодёжь». Определение социологической сущности молодёжи. Молодёжь как социально-демографическая группа.

Социальный статус групп разного возраста. Элементы возрастного статуса: права и обязанности, нормы и возрастные роли, статусная символика, образ жизни, возрастное видение мира.

Социальная стратификация внутри молодежного возраста. Неравенство стартовых возможностей молодежи в современном российском обществе.

Молодежь как социальная роль и статус. Понятие «психосоциального моратория». Самоидентификация и социализация молодежи. Периодизация внутри молодежного возраста: старшие подростки, юношество, молодежь, «молодые взрослые».

Трансформация границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости в современном обществе.

Социология молодежи как отрасль социологии: предмет, объект, цели, задачи. Отрасль социологии, изучающая молодежь как особую социально-демографическую группу, ее функции в обществе, взаимодействие общества и молодежи, социальную политику по отношению к молодежи, разрабатывающая основные методологические и методические принципы ее исследования.

Молодежные проблемы как предмет изучения. Специфика подходов к молодежи как объекту изучения в социологии, различия подходов в других специальных социологических отраслях: социологии воспитания, социологии семьи и социологии образования. Задачи социологии молодежи. Уровни социологии молодежи: общесоциологические теории, методология и методика исследований, историография научных исследований.

Современные социологические концепции молодёжи. Молодежь как носитель психобиологических свойств молодости. Психоаналитическая ориентация. З.Фрейд и неофрейдизм. Эпигенетический принцип Э.Эриксона. Р.Бенедикт о «социальном характере». Структурно-функциональный подход к исследованию молодежи. Теоретическое наследие Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Т.Парсонса в социологических концепциях молодёжи.

Молодежь как объект и субъект процесса смены поколений. Теория социального наследования К.Мангейма. Концепция межпоколенного взаимодействия в трудах отечественных социологов.

Концепции молодежи как источника конфликта поколений. Молодежь как феномен культуры. Общесоциологическая концепция С.Айзенштадта. Функционирование одновозрастных групп и объединений в социуме, условия их возникновения. Понятие и сущность возрастной субкультуры.

Концепция социального развития молодёжи. Молодёжь как субъект общественного воспроизводства и её сущностные характеристики.

 

Тема 4. Методы и процедуры социологических исследований ювенальных групп

Методические принципы социологического анализа молодости. Микро- и макроуровни анализа в социологических исследованиях молодежи. Применение лонгитюдных, панельных и когортных прикладных исследований.

Социально-психологические особенности подростков и выбор методики социологического исследования. Границы применения наблюдения, интервьюирования и анкетирования. Проблема неискренности подростков и повышения достоверности получаемой информации от юных респондентов. Методические принципы получения и анализа социологической информации  о  подростках при анкетном опросе.

Возможности визуальной социологии в исследовании образа жизни молодежи (изучение комнаты, граффити, моды и др. элементов субкультуры)

Сферы и возможности применения социальных экспериментов в молодежной группе.

Отечественный опыт молодежных исследований. Показатели и индикаторы жизнедеятельности молодежи. Тенденции изменения качества жизни молодежи в современной России. Изучение ценностей и ценностных ориентаций молодежи. Исследование эволюции политики и законодательства в отношении молодежи. Основные ориентиры государственной молодежной политики и значение социологического сопровождения реализации политики в российском обществе.

Социологический мониторинг положения молодежи в Российской Федерации. Методика подготовки ежегодных государственных докладов. Главные социологические центры эмпирических исследований молодежи. Базы данных эмпирических исследований молодежи в Интернет.

 

Тема 5. Социальное развитие молодежи

Специфика индивидуально-личностного развития в молодежном возрасте. Макросоциологический подход оценивания социального развития всей социально-демографической группы.

Основные особенности индивидуально-личностного развития молодых людей: осознание особенности и научение    осмысленным   управление   своим   телом; усвоение  мужской   или женской  роли; Навыки принятия влияния группы, влияния на группу и отклонение нежелательного влияния на группу; эмансипация - завоевание эмоциональной независимости от родителей и других  взрослых; подготовка   к   профессиональной   карьере и др.

 «Врастание» в социальные роли — исключи­тельно важный компонент взросления. Роль - последовательность взаимозависимых форм поведения, согласованная с аналогичной последовательностью у других лиц. Ролевые конфликты в развитии молодежи.

Конструктивное приспособление к задачам взросления. Понятие coping. Стратегия преодоления трудностей.

 Особые  формы  стратегий  преодоления трудностей  по Томе. Техники достижения, применяемые для решения конк­ретных материальных проблем. Техники приспособления, характеризующиеся изменением собственных   переживаний   или   поведения,   обеспечивающим
соответствие требованиям окружающего мира. Защитные техники, представляющие собой отрицание или
отсрочку проблем, с которыми в данный момент невозможно
справиться. Избегающие техники, озна­чающие уход на долгое время от конфликта или напряженной обстановки без их разрешения. Агрессивные  техники.

Социальное развитие молодежи на макросоциологическом уровне как качественные изменения всего поколения в процессе общественного развития. Оценка статусных характеристик молодежи в связи с особенностями социальной структуры, социальной дифференциации. Критерии развития молодежи: сохранение ею целостно­сти общества и его обновление. Условия и факторы социализации современной молодежи. Риск в жизни молодежи. Опережающее становле­ние субъектности молодежи в одних сферах и отставанию в других. Современные исследования о деформации развития молодежи.

 

Тема 6. Гендерные особенности молодежных групп

Актуальность темы исследования гендерной специфики современной российской молодежи.

Понятия гендерного равенства и гендерной асимметрии общесоциальных и семейных ролей.

Изучение гендерных особенностей социальных установок молодежи.

Конструирование гендера в различных сферах жизнедеятельности молодого человека (политической, культурной и общественной жизни, семейной и репродуктивной сферах, в сфере образования, занятости и многих других) посредством различных способов и механизмов воздействия.

Гендерные особенности переходного периода к молодости. Агенты социального конструирования гендера в молодежной среде (в порядке значимости): средства массовой информации; группы сверстников; значимые взрослые; сексуальные и семейные партнеры; система образования; коллектив на работе, в образовательных учреждениях; родители. Распространение эгалитарных (равноправных) установок в молодежной среде.

Необходимось системы оценки положения молодежи с учетом гендерного фактора. Разработка, сбор и обобщение специфических социальных показателей – одна из задач социологии молодежи.

Гендерноориентированная молодежная политика и работа с молодежью: поддержка общественных организаций в проведении проектов  и программ для молодых женщин и молодых мужчин; создание системы пропаганды, направленной на преодоление гендерных стереотипов и создание позитивного общественного мнения об эгалитарных отношениях в обществе; внедрение в имеющиеся социальные программы мер по защите специфических интересов молодежи разного пола; применение специальных социальных технологий по вовлечению молодых женщин в различные общественные сферы; формирование специализированных программ поддержки занятости, обучения и переобучения молодых женщин; поддержание института отцовства в России.

 

Тема 7. Молодежные субкультуры

 

Молодеж­ная субкультура как цельная форма со­знания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. Воз­растные и социально-психологические параметры группы молодежи  как социальная база формирования молодежных субкультур. Социокультурная идентификация молодежи. Двойственная роль молодёжной субкультуры.

Общесоциологическая концепция С.Айзенштадта. Функционирование одновозрастных групп и объединений в социуме, условия их возникновения. Понятие и сущность возрастной субкультуры.

Основные элементы молодежной субкультуры. Стиль в одежде, прическе, музыкальные при­страстия и особые манеры проведения досуга, сексуального общения.

Интерпретация субкультуры как специфической молодежной проблемы. Молодежные субкультуры как противопоставление существую­щей «официальной» культуре, общественному строю и общественным нормам поведения (Д. Маца, У Миллер, А. Кон). Английская школа и традиция исследования мировоззренческой дифференциации внутри молодеж­ного движения (С.Фрис).

Российская школа исследования субкультуры (В.Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто. Г Квасов, Л. Коган, В. Лисовский, Б. Лисин, В.Ф. Левичева, В.А.Луков, В. Немировский, Ю. Ожегов, В. Чурбанов, В. Харчева, А. Шендрик и др.).

Понятие «культурной автоно­мии», которая формирует внутренний мир личности. Обособленность, отстраненность от официальной культуры, тради­ционных культурных ценностей, демонстративность, эпатажность, экстремальность как специфические характеристики молодежной субкультуры. Мода и различные символы как зна­ки приобщенности к определенной группе.

Атомизация молодежной среды и превращение субкультурных групп ровесников в доминирующие референтные группы в современном обществе.

Функции молодежной субкультуры.

Контркультура как отдельный сегмент молодежной культуры. Молодежные субкультуры как часть механизма культурных инноваций. «Инновационный конфликт».

Типология молодежных субкультур. Современные концепции молодежных субкультур в трудах российских и зарубежных социологов.

Классификация молодежных субкультурных движений по направленности интересов (М.Топалов). Просоциальные и антисоциальные, социально-активные и социально – пассивные молодежные субкультуры.

Связь молодежной субкультуры со способом времяпрепро­вождения, с социальной позицией, с образом жизни, с альтернатив­ным творчеством (3.Сикевич).

Типология молодежных субкультур С.А.Сергеева: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, толкиенисты, с известными оговорками - байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, реперы и т.п.), криминаль­ные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические или  радикально- деструктивные (панки, экстремистсные субкультуры «левого» и «правого» толка).

Специфические черты современных молодежных субкультур России: влияние западной молодежной моды, феномен романтической компенсации повседневной рутины, воспроизводство черт советского прошлого, связь с субкультурами криминала.

 

Тема 8.

Девиация в молодежной среде

 

Социальные нормы относительно поведения и деятельности молодежи. Нормы регулирования взаимодействия молодежи внутри своей группы, а также со взрослым и детскими мирами, с государством. «Проблема» молодежной девиации как отражение заботы и волнения взрослых относительно своего будущего. 

Связь девиации с процессом социального развития, устареванием и ломкой социальных стереотипов, критериев и стандартов, необходимостью обновления «неработающих норм».

Подростки – самая опасная группа с точки зрения вовлечения в различные формы социальных патологий. Комплекс Герострата и мессианский комплекс и их социальные последствия. Демонстративно разрушительное, шокирующее публику поведение ради того, чтобы выделиться, обратить на себя внимание, прославиться или кому-то понравиться. Вандализм как преимущественно мужской и подростковый феномен. Группировки несовершеннолетних, их характеристики.

Основные социологические теории девиации молодежи.

 Теория Э.Дюркгейма, Р.Мертона об аномии как причине девиации молодежи. Позиция о порождении девиантного поведения структурой сравнительных возможностей. Теория конфликта о причинах молодежной девиации как результате конфликта интересов различных социальных слоев и групп. Теория наклеивания ярлыков (стигмы).

Позиция Э. Сазерленда о воздействии девиантных референтных групп.

Структурно-функциональный подход: негативные и положительные функции девиации.

 Хирши и его исследование условий, при которых «соблазны девиации» не срабатывают: привязанность (прочные семейные, дружеские, соседские, родственные связи, любовь); уверенность в будущем, оптимистический настрой; включенность в законную деятельность (общественная работа, учеба, спорт, профессиональный труд); убежденность – установки воспитания

 

Тема 9. Государственная молодёжная политика

 

Молодёжная политика: сущность и типология. Принципы молодёжной политики. Молодежная политика политических партий и движений. Правовое обеспечение государственной молодёжной политики. Социальная и молодёжная политика: общее и особенное. Региональные особенности молодёжной политики.

Основные направления государственной молодёжной политики. Технологии социальной помощи молодежи: компенсации, инвестиции, льготы. Федеральная программа «Молодежь». Поддержка молодых семей. Международные стандарты молодежной работы.

Понятие молодежного движения. Развитие молодежных общественных объединений в России. Социальные потребности и интересы молодежи как основа молодежного движения. Государственная поддержка молодежных объединений.

Социальные технологии в области молодёжной политики.

 

 

 

Обязательная литература

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Возрасты человеческой жизни // Фундаментальная социология: В 15 т. Т.9. – М.: ИНФРА-М, 2005. Раздел 4 «Подростки и молодежь».
  3. Зубок Ю.А. Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008. 272с.
  4. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.
  5. Майорова-Щеглова С.Н. Социология молодежи // Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под.ред Ж.Т.Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.303-306.
  6. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. М.:Петрополис, 2008. 316 с.
  7. Омельченко Е. Молодежь. Открытый вопрос.- Ульяновск, «Симбирская книга», 2004.
  8. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования.- СПб.: БИС-принт, 2002.
  9. Социология молодежи. М.:Гардарики, 2007 г. 336 с.
  10. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. Под общ.ред Ю.А.Зубок. М.: Academia, 2008. 665 с.
  11. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Жан Терентьевич Тощенко . - 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт, 2004. - 527 с. Глава 4 «Социология молодежи».
  12. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. – М.: Наука, 2001. – 230с.

 

 

Дополнительная литература

  1. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 196 с.
  2. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704с. Глава 3 « Социализация и жизненный цикл».
  3. Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.
  4. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999.
  5. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.
  6. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000.
  7. Смелзер Н. Социология. – М.:  Феникс, 1994. - 688 с. Глава «Возраст и неравенство».
  8. Социология молодежи в контексте социальной работы. Саратов: изд-во СГТУ, 2004.
  9. Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс . – М.: ООО «Форма «Издательство АСТ»; Львов: «Инициатива», 1998. – 496 с. Глава «Возраст».
  10. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В, Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. – Москва, НИИ школьных технологий, 2006. 128 с.
  11. Чупров В.И. Социология молодёжи на рубеже своего тридцатилетия. //Социс. -1994 №6.
  12. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
  13. Щеглова С.Н. Куда направить вектор научных исследований молодежи? // Методологические проблемы исследований молодежи. - М.: Социум, 1998. - С. 58-61.
  14. Щеглова С.Н. О некоторых методологических и методических перспективах исследования молодежи // Материалы Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы» (Первые Казанские социологические чтения) –Казань, 2005г. том 3. –Казань, 2006 г. С. 243-245.
  15. Щеглова С.Н. Определение границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости // Молодежь 97: надежды и разочаро­вания. - М.: НИЦ ИМ, 1997.

 

Журналы:

Молодежь и общество

Социологические исследования

Социология и социальная политика

 

Электронные ресурсы:

www.ed.gov.ru

www.region.ulsu.ru

www.rusmol.org

www.ruy.ru

www.ynpress.ru

 

Контрольные вопросы

  1. Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества
  2. Молодежь как объект научного исследования
  3. Методология и методика исследования ювенальных групп
  4. Основные этапы становления социологии молодежи
  5. Основные социологические теории, объясняющие девиацию в молодежной среде
  6. Гендерные особенности социальных установок молодежи
  7. Основные элементы молодежной субкультуры
  8. Молодёжная политика: сущность и типология
  9. Молодежь как объект и субъект процесса смены поколений
  10. Социальная стратификация внутри молодежного возраста
  11. Критерии социального развития молодежи
  12. Функции молодежной субкультуры

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

 

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Возраст как объект научного исследования.

 

2

2

4

2.

Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества      

2

2

4

3.

Молодежь как объект социологического исследования

2

 

2

4

Методы и процедуры социологических

исследований ювенальных групп

2

4

6

5.

Социальное развитие молодежи

 

2

2

4

6.

Гендерные особенности молодежных групп

2

2

4

7.

Молодежные субкультуры

2

1

4

8.

Девиация в молодежной среде

 

2

1

4

9.

Государственная молодёжная политика

 

2

 

2

 

Итого:

18

14

32