СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Российский государственный гуманитарный университет

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра политической социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  

ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 

Учебно-методический комплекс

 

 

 

 

Для специальности №020300 – социология,

№ 022000 - связи с общественностью,

№ - маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2010

 

 

 

Социологические проблемы изучения общественного мнения

Учебно-методический комплекс

 

 

Составитель

Д. соц.н., проф. Л.Н. Вдовиченко

 

 

 

Ответственный редактор

Д.ф.н., чл.-корр. РАН, проф. Ж.Т. Тощенко

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании

Кафедры политической социологии 23 сентября 2010 г., протокол № 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2010

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие………………………………………………………………. .......   4

Программа курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения»…..…………………………                                                                      5

Пояснительная записка…………………………………………………………  5

Содержание курса…………………………………………………………………9

Список источников и литературы ……………………………………………..15

Тематический план…………………………………… ………………………20

Планы семинарских (практических) занятий………………………………….22

Пояснительная записка                                                                                  22

Система текущего и итогового контроля знаний студентов……….………30

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы                                                                                                                     30

Примерная тематика рефератов, курсовых работ                                              31

Перечень вопросов к экзамену по курсу                                                             31

 

 

 

 

 

 

 


 

Предисловие

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Социологические проблемы изучения общественного мнения» предназначен для студентов, обучающихся по специальностям № 020300 – социология, № 022000 - связи с общественностью № - маркетинг.

Освоение курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения» предполагает наличие определенного уровня профессиональных знаний истории и теории социологии, навыков теоретического и эмпирического исследования, получение которых достигается в рамках предшествующих учебных дисциплин. Курс составлен с учетом требований государственного образовательного стандарта на базе изученных ранее дисциплин: теории и истории социологии, политической социологии и других курсов.

УМК включает в себя программу курса, развёрнутый список обязательной и дополнительной литературы, интернет-источники по социологическим проблемам изучения общественного мнения, планы семинарских занятий, а также вопросы к промежуточной аттестации (тест) и итоговой аттестации: тематика реферативных работ и контрольные вопросы к экзамену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Пояснительная записка

 

«Социологические проблемы изучения общественного мнения» являются одним из обязательных курсов для студентов социологического факультета. В рамках этого курса изучается социология общественного мнения как одна из отраслевых и специальных социологических теорий в структуре научного знания. Для этого в рамках курса общественное мнение анализируется как важный духовно-практический феномен, раскрывается генезис теоретических подходов к изучению феномена общественного мнения, а также формирование методических основ прикладного исследования общественного мнения в современном обществе.

Курс необходим как для общепрофессиональной подготовки социологов, так и для специального обучения студентов по специальностям: «связи с общественностью» и «маркетинг». Курс «Социологические проблемы изучения общественного мнения» преподается на четвертом курсе дневного, вечернего и заочного отделений социологического факультета.

Предмет курса – сфера общественного мнения.

Цель курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения» – освоение предмета, основных теоретических подходов, методов и методик, применяемых для изучения общественного мнения. Курс способствует политической социализации студентов, их способности анализировать социальную, в том числе политическую реальность.

В ходе изучения данного курса студенты должны овладеть методиками и понятийным аппаратом социологических исследований общественного мнения, что достигается регулярным повторением пройденного материала.

В рамках данного курса предусматривается решение следующих задач:

  • Определить предмет и место социологии общественного мнения в системе социологического знания, а также ее взаимосвязь с другими общественными науками;
  • Проследить генезис теоретических подходов к изучению феномена общественного мнения;
  • Ознакомиться с важнейшими теоретическими и эмпирическими исследованиями российских и зарубежных специалистов изучения общественного мнения;
  • Раскрыть социальную природу, социологические характеристики и свойства общественного мнения как важного духовно-практического феномена;
  • Определить основные сферы формирования общественного мнения;
  • Выявить проблемы методического обеспечения изучения общественного мнения в социологии;
  • Освоить основные методики прикладных исследований общественного мнения;
  • Приобрести практические навыки эмпирических исследований общественного мнения;
  • Изучить актуальные проблемы общественного мнения в современной России.

Метод изучения данной дисциплины является новаторским, интерактивным. Хотя основная часть учебной работы студентов проводится в виде лекций и семинарских занятий, освоение курса также предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, выполнение индивидуальных заданий, а также совместную групповую дискуссию в ходе семинаров. Семинары проводятся не только в форме классических занятий с перечнем обсуждаемых вопросов, но и как своеобразные блиц-опросы, выявляющие мнение студентов по той или иной проблеме. В программу курса включен индивидуальный анализ общественного мнения по выбранным проблемам. Это помогает освоить навыки сбора данных и анализа общественного мнения.

В целом предложенный курс раскрывает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы «Социологические проблемы изучения общественного мнения».

Студенты, освоившие курс «Социологические проблемы изучения общественного мнения», должны иметь представление:

  • о социологической интерпретации общественного мнения;
  • об основных теоретических подходах к определению общественного мнения, его сущности, структуре и динамике;
  • об основных методологических подходах к анализу общественного мнения;
  • о применении различных методик прикладной социологии для изучения общественного мнения.

В результате изучения курса студенты должны обладать следующими практическими навыками:

  • владеть навыками подготовки и проведения социологического исследования общественного мнения;
  • ориентироваться в различных методологических подходах и методиках исследования общественного мнения;
  • уметь квалифицированно сравнивать и интерпретировать результаты социологических исследований общественного мнения.

Данный курс предполагает 24 часа лекций, 20 часов семинарских занятий и рассчитан на один семестр.

Основными видами занятий являются:

1. Лекции (24 часа), в которых дается целостное представление о предмете курса, его целях и структуре, связях с другими дисциплинами, раскрываются теоретические основы, методы и методики социологических проблем изучения общественного мнения, показываются возможности применения полученных знаний на практике.

2. Семинарские занятия (20 часов), на которых выявляются знания студентов теоретических и методологических подходов к изучению общественного мнения, отрабатываются практические навыки анализа и интерпретации различных исследований общественного мнения. Обсуждаются конкретные проблемы изучения общественного мнения и сравнения результатов различных социологических исследований общественного мнения.

3. Самостоятельная (внеаудиторная) работа, включающая в себя выполнение домашних заданий и подготовку рефератов по тематике курса в целях углублённой проработки основных вопросов курса для последующей сдачи экзамена.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Введение в курс «Социологические проблемы изучения общественного мнения»

 

В этой теме дается общее представление о предмете социологии общественного мнения и его изучении в рамках социологической науки.

Характеризуются цели и задачи курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения». Даётся основная структура курса, виды занятий и формы контроля.

Определяется место социологии общественного мнения в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками: психологией, философией, юридическими науками, политологией, этнологией, математикой и др. При этом выделяется то общее, что есть между ними, а также отличие предмета социологии общественного мнения от других дисциплин.

 

Тема 2. Зарождение представлений об общественном мнении. Становление современных подходов к изучению общественного мнения в XX веке

 

Зарождение представлений об общественном мнении в античности (Платон и др.), в эпоху Возрождения (Н.Макиавелли, Э. Роттердамский), Нового Времени (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм), в XIX веке (Г. Гегель, А. де Токвиль). Понимание общественного мнения как нравственного фактора, влияющего на политический процесс, как важного социального явления.

Психологическое направление в разработке социологической теории общественного мнения (Г. Тард, Г. Лебон и др.).

Подход к исследованию общественного мнения в контексте публичной сферы – общественности (Ю. Хабермас, Г. Блумер).

Осмысление роли стереотипов в процессе формирования общественного мнения (У. Липпман, Н. Луман, Э. Ноэль-Нойман).

Критика существующих подходов к изучению общественного мнения (П. Бурдьё).

Первые эмпирические исследования общественного мнения (Дж. Гэллап и др.).

Зарождение различных подходов к изучению общественного мнения в отечественной социологии.

 

Тема 3. Социальная природа, структура и динамика общественного мнения

 

Общественное мнение как духовно-практический феномен. Дифференциация понятий: «общественное сознание», «индивидуальное сознание» и «массовое сознание». Их роль в формировании и функционировании общественного мнения.

Обусловленность общественного мнения конкретно-историческим состоянием общественного развития. Интересы различных социальных общностей как основа проявления общественного мнения. Соотношение понятий: индивидуальное, коллективное (групповое) мнение и общественное мнение.

Основные подходы к структуризации общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты общественного мнения.

Социальные оценки как базовый элемент структуры общественного мнения. Влияние ценностных ориентаций, установок и стереотипов на общественное мнение.

Социальная роль общественного мнения в различные социально-исторические периоды существования общества.

 

Тема 4. Субъекты и объекты общественного мнения, их определение и типологизация

 

Понятие объекта общественного мнения. «Порог доступности» общественного мнения и «принцип целесообразности» при выборе объектов изучения общественного мнения. Критерии выделения объектов общественного мнения. Различные типы классификаций объектов общественного мнения.

Понятие субъекта общественного мнения. Дифференциация подходов к определению субъектов общественного мнения: монистическая и плюралистическая традиции. Социальная общность как ключевая категория социологического анализа общественного мнения. Социальные группы, классы, народы как субъекты общественного мнения.

 

Тема 5. Формирование и проявление общественного мнения в социальной системе

 

Пути формирования общественного мнения. Динамика и определенная устойчивость общественного мнения. Интересы социальных общностей как движущая сила динамики общественного мнения.

Основные этапы существования общественного мнения: зарождение, формирование, функционирование.

Способы формирования общественного мнения: внушение, подражание, обращение к авторитету, убеждение.

Основные каналы и средства формирования общественного мнения.

Превращение общественного мнения в социальный институт. Институциональная трактовка общественного мнения в социологии (С. Липсет, М. Дюверже).

Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении.

 

Тема 6. Функционирование общественного мнения

 

Факторы, влияющие на функционирование общественного мнения, и границы его функционирования в конкретном обществе. Возможности и трудности функционирования общественного мнения как социального института. Взаимодействие общественного мнения с другими социальными институтами общества (политическими, экономическими, культурными и др.).

Каналы выражения общественного мнения на разных этапах общественного развития.

Характеристика функций общественного мнения. Различные подходы к их типологизации. Оценочные и регулятивные функции общественного мнения. Проблема их систематизации.

Явные и латентные (скрытые) функции общественного мнения.

 

Тема 7. Тенденции и закономерности развития общественного мнения на современном этапе

 

Понятие динамики общественного мнения и тенденций его развития.

Закономерности развития общественного мнения, обусловленные его собственной природой.

Закономерности развития общественного мнения, связанные с конкретно-историческими условиями его функционирования.

Особенности проявления общественного мнения в современной России и других странах.

 

Тема 8. Общественное мнение и средства массовой информации, проблема манипулирования общественным мнением в современном обществе

 

Влияние информированности населения на процесс формирования общественного мнения. Роль в этом процессе различных видов информации (личной, социальной, массовой).

Основные качества социально информации для формирования зрелого общественного мнения: полнота, адекватность, содержательность, оперативность, доступность и др.

Понятие формальных и неформальных каналов передачи информации. Взаимосвязь общественного мнения со средствами массовой информации и коммуникации.

Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.

 

Тема 9. Методические проблемы изучения общественного мнения в современной социологии

 

Взаимосвязь методологии и методики в социологических исследованиях общественного мнения.

Традиционные и оперативные способы изучения общественного мнения. Поиск операционального определения и основных измеримых характеристик общественного мнения.

Основные методы изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, экспертной оценки, фокус-групп, углубленного интервью и др.). Применение новых междисциплинарных методов в исследовании общественного мнения.

 

Тема 10. Специфика общественного мнения различных социальных общностей и уровни его изучения

 

Влияние на выбор методов изучения общественного мнения исследуемого субъекта и объекта.

Зависимость типа и объема выборки от предмета исследования. Специфика организационных аспектов изучения общественного мнения.

Особенности организации локальных, региональных, национальных и международных исследований общественного мнения.

Научные традиции изучения общественного мнения в России и других странах. Различные стили исследования общественного мнения: европейский (Германия, Франция, Англия); российский; американский. Проблема унификации подходов к исследованию общественного мнения в различных странах.

Проблема создания банков данных об основных тенденциях функционирования общественного мнения. Разработка и применение современных комплексных методик изучения общественного мнения.

 

Тема 11. Использование общественного мнения в целях изменения социально-политической и экономической ситуации в современной России и других странах

 

Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в условиях развития современного российского общества.

Возможности использования данных общественного мнения в рамках социальной технологии управления.

Отечественный опыт использования результатов общественного мнения в регулировании различных социальных процессов.

Зарубежный опыт использования общественного мнения при проведении референдумов.

Зарубежный опыт использования онлайновых опросов общественного мнения.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

 

Основная литература

 

1.     Американское общественное мнение и политика. М., 1978.

2.     Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, №4. Т.1.

3.     Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

4.     Галаганова С.Г. Политика и массовая коммуникация. Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. М., 1992.

5.     Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988.

6.     Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (1992 – 2002). М., 2003.

7.     Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы. М., 2009.

8.     Грушин Б.А. Общественное мнение в системе управления // Социологические исследования. 1998, №3.

9.     Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

10.    Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. В 4-х книгах. Кн. 1: Жизнь первая. Эпоха Хрущева. М., 2001. Кн. 2: Жизнь вторая. Эпоха Брежнева. Часть 1. М., 2003. Жизнь вторая. Эпоха Брежнева. Часть 2. М., 2006.

11.    Дмитриев Е.И. Основные факторы изменения роли СМИ в процессе глобализации информационного пространства // Философия и социальные науки. М., 2007, №3.

12.    Докторов В.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М., 2005.

13.    Докторов В.З. Отцы основатели: история изучения общественного мнения. М.: ЦСП, 2006.

14.    Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

15.    Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

16.    Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века // Под ред. В.Н. Шубкина. М.,1999.

17.    Коробейников В.С. Социологические проблемы общественного мнения. М., 1985.

18.    Левада Ю.А. Есть мнение. М., 1990.

19.    Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М.: Московская Школа политических исследований, 2000.

20.    Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

21.    Маслова О.М. ВЦИОМ: хроника общественного мнения периода экономических реформ // Социологические исследования. 1995, №2.

22.    Мертон Р. Явные и латентные функции // Структурно-функциональный анализ современной социологии. Вып.1. М., 1986.

23.    Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978, 1993, 1997.

24.    Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

25.    Ноэль-Нойман Э., Петерсон Т. Все, но не каждый. М., 2007.

26.    Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов // Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1980.

27.    Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

28.    Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1998, №1.

29.    Прошлое, настоящее и будущее России: метаморфозы массового сознания россиян («круглый стол») // Социологические исследования. 2008. № 11.

30.    Общественное мнение // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М.,2003.

31.    Общественное мнение // Тезаурус социологии // Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.,2009.

32.    Симонян Р.Х. Образ стран Балтии в российских СМИ // Социологические исследования. 2004, № 6.

33.    Сухорукова Л.Н. Еженедельная пресса и формирование общественного мнения во Франции. М., 1993.

34.    Титаренко Л.Г., Волнистая М.Г. Социология общественного мнения. Минск: «Республиканский институт высшей школы», 2009.

35.    Тощенко Ж.Т. Политическая социология. М., 2002.

36.    Уледов А.К. Общественное мнение. М., 1967.

37.    Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

38.    Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

39.    Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер. 2003.

40.    Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.

41.    Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

42.    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.

 

Дополнительная литература

 

1.     Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использования в управлении социальными процессами. М., 1987.

2.     Буданцев Ю.Л. Социология средств массовой информации, М., 1997.

3.     Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

4.     Бурдьё П. Практический смысл // Пер. с фр.: Отв. ред. перевода и послесловие Н.А. Шматко. СПб., 2001.

5.     Возьмитель А.А. Формирование и изучение общественного мнения. М., 1987.

6.     Ганчев Б.А. Изучение и формирование общественного мнения. М., 1983.

7.     Гарник А.В. Взаимодействие общественного мнения и социального опыта масс. Л., 1988.

8.     Горбунова Л.В. Общественное мнение: особенности формирования. М., 1981.

9.     Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М.,1967.

10.    Гуревич П.С. Психология имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы ее восприятия. М., 1991.

11.    Десять лет социологических наблюдений. М., 2003.

12.    Докторов Б.З., Сафаров В.В. Общественная динамика, структура мнений и социальная коммуникация // Массовая коммуникация и общественное мнение. М.,1988.

13.    Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск, 1987.

14.    Иванов О.И. К методологии эмпирического изучения интересов // Общественное мнение населения крупного города. СПб.,1992.

15.    Иванов О.И. Общественное мнение и власть // Общественно-политический журнал. 1993, №7.

16.    Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетрадь по истории социологии // Автор-составитель В.Г. Николаев. М., 2001.

17.    Коробейников В.С. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. М., 1983.

18.    Коробейников В.С. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). М., 1981.

19.    Кузьмичев В. Организация общественного мнения. М., Л., 1929.

20.    Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

21.    Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии // Пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб., 2001.

22.    Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с англ. // Предисловие А.К. Соколова. М., 1997.

23.    Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

24.    Назаров М. Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социологические исследования. 1995. №1.

25.    Насонов Г.В. О роли системного подхода в изучении общественного мнения // Социологические исследования. 1984. №3.

26.    Правдивец В.В. Общественное мнение: проблемы и перспективы исследования // Социология. 2000, № 4.

27.    Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Психология масс. Хрестоматия. Самара-Москва, 2001.

28.    Ротман Д.М. и др. Оперативное социологическое исследование. Минск, 1998.

29.    Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.

30.    Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М., 1975.

31.    Семендяева О.Ю. Стереотип как социально-психологический феномен. М.,1986.

32.    Сорокин П. Анализ элементов социального взаимодействия // Система социологии. М., 1993. Т.1, гл.4.

33.    Социология в России // Отв. Ред. В.Я. Ядов. М., 1998.

34.    Сурмин Ю.П. Теория общественного мнения. Киев, 1999.

35.    Теоретико-эмпирическое исследование общественного сознания: на пути к типологизации. СПб., 1992.

36.    Фотев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм // Современная американская социология. М., 1994. С. 146 – 156.

37.    Энциклопедический социологический словарь // Общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

 

Журналы:

1.     «Социологические исследования»

2.     «Социология 4М»

3.     «Полис»

4.     «Вопросы экономики»

5.     «Эксперт»

6.     «Профиль»

7.     «Поиск»

 

Электронные ресурсы:

www.fom.ru – Фонд «Общественное мнение

www.wciom.ru – Всероссийский центр изучения общественного мнения

www.levada.ru – Аналитический центр Юрия Левады «Левада-центр»

www.romir.ruИсследовательский холдинг Romir

www.zircon.ru – Исследовательская группа «Циркон»

www.levada.ru – Аналитический центр Юрия Левады «Левада-центр»

www.iisr.ru – Международный Институт Стратегических Исследований “Vector”

www.socium.info – Центр социологических и маркетинговых исследований «SOCIUM»

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

 

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Введение в курс «Социологические проблемы изучения общественного мнения»

 

2

 

2

2.

Зарождение представлений об общественном мнении. Становление современных подходов к изучению общественного мнения

 

4

2

6

3.

Социальная природа, структура и динамика общественного мнения

 

2

2

4

4.

Субъекты и объекты общественного мнения, их определение и типологизация

 

2

2

4

5.

Формирование и проявление общественного мнения в социальной системе

 

2

2

4

6.

Функционирование общественного мнения

 

2

2

4

7.

Тенденции и закономерности развития общественного мнения на современном этапе

 

2

2

4

8.

Общественное мнение и средства массовой информации, проблема манипулирования общественным мнением в современном обществе

 

2

2

4

9.

Методические проблемы изучения общественного мнения в современной социологии

 

2

2

4

10.

Особенности применения различных методик изучения общественного мнения

2

2

4

11.

Использование общественного мнения в целях изменения социально-политической и экономической ситуации в современной России

 

2

2

 

Итого:

24

20

44

 

 

 

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Пояснительная записка

 

Настоящий курс предназначен для студентов всех специализаций дневного, вечернего и заочного отделений социологического факультета. На семинарские занятия отводится 20 часов.

Выбор тем для семинарских занятий отражает последовательность изучения курса в соответствии с программой. При этом особое внимание уделяется освоению современных социологических теорий общественного мнения, основных подходов к определению понятия общественного мнения, выбору методологических подходов к исследованию данного явления.

На семинарах по курсу «Социологические проблемы изучения общественного мнения» предполагается обучить студентов интерпретировать результаты социологических исследований общественного мнения, ориентироваться в различных методологических подходах при анализе и изучении проблем общественного мнения, квалифицированно сопоставлять результаты различных исследований.

Кроме традиционных, предусматривается использование интерактивных методов обучения: блиц-опросов, обсуждения рефератов по темам курса и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар 1. Зарождение представлений об общественном мнении. Становление современных подходов к изучению общественного мнения в XX веке (2 часа)

 

1.    Зарождение представлений об общественном мнении: в античности (Платон), в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли, Э. Роттердамский), Новом времени (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Д. Юм), в XIX веке (Г. Гегель, А. де Токвиль).

2.    Основные аспекты изучения общественного мнения в западной социологии в XX: психологическое направление (Г. Тард, Г. Лебон), в рамках исследования публичной сферы (Ю. Хабермас, Г. Блумер), в связи со стереотипами (У. Липпман, С. Липсет, Н. Луман, Э. Ноэль – Нойман).

3.    Критика существующих методик исследования общественного мнения П. Бурдьё.

4.    Начало эмпирических исследований общественного мнения (Дж. Гэллап и др.).

5.    Зарождение различных подходов к изучению общественного мнения в отечественной социологии.

 

Основная литература:

1.     Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. М.: Политиздат, 1988.

2.     Докторов В.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2005.

3.     Коробейников В.С. Авторитет общественного мнения. М., 1989.

4.     Тощенко Ж.Т. Политическая социология. М., 2002. С. 433 – 436.

5.     Уледов А.К. Общественное мнение. М., 1967.

 

Дополнительная литература:

1.     Бурдьё П. Практический смысл // Пер. с фр.: Отв. ред. перевода и послесловие Н.А. Шматко. СПб., 2001.

2.     Кузьмичев В. Организация общественного мнения. М., Л., 1929.

3.     Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

4.     Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

5.     Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1905.

6.     Титаренко Л.Г. Ведущие социологические центры США // Социология. 2000, № 1.

7.     Фотев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм // Современная американская социология. М., 1994. С. 146 – 156.

 

Семинар 2. Социальная природа, структура и динамика общественного мнения (2 часа)

 

1.    Общественное мнение как духовно-практический феномен.

2.    Дифференциация понятий: «общественное сознание», «индивидуальное сознание» и «массовое сознание». Их роль в формировании и функционировании общественного мнения.

3.    Интересы различных социальных общностей как основа проявления общественного мнения.

4.     Соотношение понятий: индивидуальное, коллективное (групповое) мнение и общественное мнение.

5.    Основные подходы к структуризации общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты общественного мнения.

6.    Социальные оценки как базовый элемент структуры общественного мнения. Влияние ценностных ориентаций, установок и стереотипов на общественное мнение.

 

Основная литература:

1.    Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988.

2.    Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения проблемы исследования. М. 1987. С. 337 и др.

3.    Общественное мнение // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003.

4.    Общественное мнение // Тезаурус социологии // Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2009.

 

Дополнительная литература:

1.     Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1996. С. 25 – 29.

2.     Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. C. 315.

3.     Правдивец В.В. Общественное мнение: проблемы и перспективы исследования // Социология. 2000, № 4.

4.     Теоретико-эмпирическое исследование общественного сознания: на пути к типологизации. СПб., 1992.

 

Семинар 3. Субъекты и объекты общественного мнения, их определение и типологизация

 

1.     Понятие объекта общественного мнения.

2.     Критерии выделения объектов общественного мнения. Различные типы классификаций объектов общественного мнения.

3.     Понятие субъекта общественного мнения.

4.     Дифференциация подходов к определению субъектов общественного мнения: монистическая и плюралистическая традиции.

5.     Социальная общность как ключевая категория социологического анализа общественного мнения. Социальные группы, классы, народы как субъекты общественного мнения.

 

Основная литература:

1.    Тощенко Ж.Т. Политическая социология. М., 2002. С. 437 - 438.

2.    Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М.: Институт социологии РАН, Институт фонда «Общественное мнение», 2004. С. 463 – 496.

3.    Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

 

Дополнительная литература:

1.     Гарник А.В. Взаимодействие общественного мнения и социального опыта масс. Л.,1988. С. 59 - 64.

2.     Грушин. Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967. С.99.

3.     Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 25 – 69.

4.     Полторак В.А. Социология общественного мнения. Киев, 2000. С. 53 – 54.

5.     Сурмин Ю.П. Теория общественного мнения. Киев, 1999.

 

Семинар 4. Формирование и проявление общественного мнения в социальной системе

 

1.    Пути формирования общественного мнения. Интересы социальных общностей как движущая сила динамики общественного мнения.

2.    Основные этапы существования общественного мнения: зарождение, формирование, функционирование.

3.    Способы формирования общественного мнения.

4.    Основные каналы и средства формирования общественного мнения.

5.    Превращение общественного мнения в социальный институт. Институциональная трактовка общественного мнения в социологии.

6.    Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении.

 

Основная литература:

1.     Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. В 4-х книгах. Кн. 1: Жизнь первая. Эпоха Хрущева. М., 2001. Кн. 2: Жизнь вторая. Эпоха Брежнева. Часть 1. М., 2003. Жизнь вторая. Эпоха Брежнева. Часть 2. М., 2006.

2.     Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск, 1987.

3.     Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М.: Московская Школа политических исследований. 2000.

4.     Тощенко Ж.Т. Политическая социология. М., 2002. С. 447 - 454.

 

Дополнительная литература:

1.     Возьмитель А.А. Формирование и изучение общественного мнения. М., 1987.

2.     Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.,1995. С. 11 - 25.

3.     Ганчев Б.А. Изучение и формирование общественного мнения. М., 1983.

4.     Грушин Б.А. Общественное мнение в системе управления // Социологические исследования. 1998. № 3.

5.     Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. №3.

6.     Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии // Пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб., 2001.

 

Семинар 5. Функционирование общественного мнения

 

1.     Факторы, влияющие на функционирование общественного мнения. Общественное мнение как социальный институт, взаимодействие с другими социальными институтами общества (политическими, экономическими, культурными и др.).

2.     Каналы выражения общественного мнения на разных этапах общественного развития.

3.     Функции общественного мнения и их типологизация. Оценочные и регулятивные функции общественного мнения и их систематизация.

4.     Явные и латентные функции общественного мнения

 

Основная литература:

1.    Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, №4. Т.1.

2.    Иванов О.И. Общественное мнение и власть // Общественно-политический журнал. 1993, №7.

3.    Коробейников В.С. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). М., 1981.

4.    Мертон Р. Явные и латентные функции // Структурно-функциональный анализ современной социологии. Вып.1. М., 1986.

5.    Тощенко Ж.Т. Политическая социология. М., 2002. С. 443 - 447.

 

Дополнительная литература:

1.     Американское общественное мнение и политика. М., 1978.

2.     Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. С.44 – 81.

3.     Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Психология масс. Хрестоматия. Самара-Москва, 2001. С. 11 – 83.

Семинар 6. Тенденции и закономерности развития общественного мнения на современном этапе

 

1.     Понятие динамики общественного мнения и тенденций его развития.

2.     Закономерности развития общественного мнения, обусловленные его собственной природой.

3.     Закономерности развития общественного мнения, связанные с конкретно-историческими условиями его функционирования.

4.     Особенности проявления общественного мнения в современной России и других странах.

 

Основная литература:

1.     Докторов Б.З. Б.А.Грушин. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004, № 6. С. 8 - 21.

2.     Докторов Б.З. Джордж Гэллап: «В жизни нет "среднего" человека» (К 100-летию со дня рождения) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000, № 5 (49). С. 48 – 58.

3.     Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.,1996. С. 6 – 75.

 

Дополнительная литература:

1.     Американское общественное мнение и политика. М., 1978.

2.     Докторов Б.З. Эмиль Хурья. Забытая страница из истории изучения общественного мнения // Социологические исследования. 2005, № 2. С. 121-130.

3.     Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.,1997. С. 45 – 98.

 

Семинар 7. Общественное мнение и средства массовой информации, проблема манипулирования общественным мнением в современном обществе

 

1.     Влияние информированности населения на процесс формирования общественного мнения. Роль в этом процессе различных видов информации.

2.     Основные качества социально информации для формирования зрелого общественного мнения.

3.     Понятие формальных и неформальных каналов передачи информации. Взаимосвязь общественного мнения со средствами массовой информации и коммуникации.

4.     Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.

 

Основная литература:

1.     Буданцев Ю.Л. Социология средств массовой информации, М., 1997.

2.     Галаганова С.Г. Политика и массовая коммуникация. Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. М., 1992.

3.     Докторов Б.З., Сафаров В.В. Общественная динамика, структура мнений и социальная коммуникация // Массовая коммуникация и общественное мнение. М., 1988.

4.     Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1998, №1.

 

Дополнительная литература:

1.     Аронсон Э., Пратканис Э. Современные теории влияния и убеждения. СПб.: Прайм - Еврознак, 2008. Часть I – II.

2.     Гуревич П.С. Психология имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы ее восприятия. М.,1991.

3.     Луман Н. Общество общества. Книга 2. Медия коммуникации. М., 2009.

4.     Луман Н. Общество общества. Книга 5. Самоописания. М., 2009, глава XX – Масс-медиа и селекция самоописаний с их помощью. С. 248 – 261.

 

Семинар 8. Методические проблемы изучения общественного мнения в современной социологии

 

1.     Взаимосвязь методологии и методики в социологических исследованиях общественного мнения.

2.     Традиционные и оперативные способы изучения общественного мнения. Поиск операционального определения и основных измеримых характеристик общественного мнения.

3.     Основные методы изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, экспертной оценки, фокус-групп, углубленного интервью и др.).

4.     Применение новых междисциплинарных методов в исследовании общественного мнения.

 

Основная литература:

1.    Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы. М., 2009. Гл. 6 – Специфика опросов общественного мнения. С. 92 – 112.

2.    Насонов Г.В. О роли системного подхода в изучении общественного мнения // Социологические исследования. 1984. №3.

3.    Тощенко Ж.Т. Политическая социология. М., 2002. С. 447 – 454.

4.    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2005. С. 14 – 62.

 

Дополнительная литература:

1.    Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с англ. // Предисловие А.К. Соколова. М., 1997. С. 185 – 186.

2.    Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 85 – 115.

3.    Ноэль-Нойман Э., Петерсон. Т. Все, но не каждый. М., 2007. С. 36 – 101, 437– 546.

4.    Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004. С. 31 – 106, 168 – 243, 330 – 400.

 

Семинар 9. Особенности применения различных методик изучения общественного мнения

 

1.     Влияние на выбор методов изучения общественного мнения исследуемого субъекта и объекта.

2.     Зависимость типа и объема выборки от предмета исследования. Специфика организационных аспектов изучения общественного мнения.

3.     Особенности организации локальных, региональных, национальных и международных исследований общественного мнения.

4.     Научные традиции изучения общественного мнения в России и других странах и проблема их сопоставления.

5.     Разработка и применение современных комплексных методик изучения общественного мнения.

 

Основная литература:

1.    Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

2.    Общественное мнение населения крупного города. СПб., 1992.

3.    Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.

4.    Тощенко Ж.Т. Политическая социология. М., 2002. С. 447 – 454.

 

Дополнительная литература:

1.     Американское общественное мнение и политика. М., 1978.

2.     Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М., 2001.

3.     Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии // М.: Институт экспериментальной социологии. СПб., 2001.

4.     Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С. 85 – 115.

5.     Общественное мнение и расширение НАТО. М., 1998.

6.     Ротман Д.М. и др. Оперативное социологическое исследование. Минск, 1998.

7.     Сухорукова Л.Н. Еженедельная пресса и формирование общественного мнения во Франции. М., 1993.

 

Семинар 10. Использование общественного мнения в целях изменения социально-политической и экономической ситуации в современной России

 

1.     Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в условиях развития современного российского общества.

2.     Возможности использования данных общественного мнения в рамках социальной технологии управления.

3.     Отечественный опыт использования результатов общественного мнения в регулировании различных социальных процессов.

4.     Зарубежный опыт использования общественного мнения при проведении референдумов.

5.      Зарубежный опыт использования онлайновых опросов общественного мнения.

 

Основная литература:

1.     Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (1992 – 2002). М., 2003.

2.     Грушин Б.А. Общественное мнение в системе управления // Социологические исследования. 1998, № 3.

3.     Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века // Под ред. В.Н. Шубкина. М., 1999.

4.     Социология в России // Отв. Ред. В.Я. Ядов. М., 1998.

5.     Пищумен Н.П. Общественное мнение и рынок. М., 1992.

 

Дополнительная литература:

1.     Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использования в управлении социальными процессами. М., 1987.

2.     Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии // М.: Институт экспериментальной социологии. СПб., 2001.

3.     Симонян Р.Х. Образ стран Балтии в российских СМИ // Социологические исследования. 2004, № 6.

 

 

Система текущего и итогового контроля знаний студентов

Контроль качества усвоения знания проводится как в устной, так и в письменной форме. В целях контроля и оценки знаний, умений студента используются: оценка посещаемости лекций и выступлений на семинарских занятиях, собеседования, тестирование, подготовка рефератов, выполнение индивидуальных и групповых заданий, устный экзамен в конце курса. Результаты указанных форм контроля суммируются по 100-балльной система оценки.

 

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1.  Определите предмет социологии общественного мнения.

2.  Какое место занимает социологии общественного мнения в системе социологического знания?

3.  С какими науками взаимодействует социологии общественного мнения?

4.    Какие представления об общественном мнении формировались до XX века: в античности, в эпоху Возрождения, Новом времени, в XIX веке?

5.    Какие основные аспекты общественного мнения изучались в западной социологии в XX веке (влияние психологических факторов, публичной сферы, стереотипов на формирование общественного мнения)?

6.    В чем заключаются особенности исследования и понимания проблем общественного мнения в работах представителей психологического направления в социологии?

7.  Как понимали западные социологи роль стереотипов в процессе формирования общественного мнения?

8.  Раскройте основные положения концепции “спирали молчания” Э. Ноэль-Нойман.

9.     В чем несовершенство существующих методик исследования общественного мнения?

10.       Как начинались первые эмпирические исследования общественного мнения, чему они были посвящены?

11.       Кого можно назвать в числе первых исследователей общественного мнения в отечественной социологии?

12.       Общественное мнение как духовно-практический феномен.

13.       Какова роль сознания и его основных типов (общественного, массового и индивидуального) в формировании и функционировании общественного мнения?

14.       Интересы различных социальных общностей как основа проявления общественного мнения.

15.       Как соотносятся понятия: индивидуальное, коллективное, групповое и общественное мнение?

16.       Основные подходы к структуризации общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты общественного мнения.

17.       Социальные оценки как базовый элемент структуры общественного мнения. Влияние ценностных ориентаций, установок и стереотипов на общественное мнение.

18.       Понятие объекта общественного мнения. Что может выступать в качестве объекта общественного мнения?

19.       Критерии выделения объектов общественного мнения. Различные типы классификаций объектов общественного мнения.

20.       Понятие субъекта общественного мнения.

21.       Дифференциация подходов к определению субъектов общественного мнения. В чем заключаются монистическая и плюралистическая традиции в определении субъекта общественного мнения?

22.       Социальная общность как ключевая категория социологического анализа общественного мнения. Социальные группы, классы, народы как субъекты общественного мнения.

23.       Пути формирования общественного мнения. Интересы социальных общностей как движущая сила динамики общественного мнения.

24.       Основные этапы существования общественного мнения: зарождение, формирование, функционирование.

25.       Способы формирования общественного мнения.

26.       Основные каналы и средства формирования общественного мнения.

27.       В чем заключается социологический подход к анализу общественного мнения как социального института? Суть институциональной трактовки общественного мнения в социологии.

28.       Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении.

29.       Факторы, влияющие на функционирование общественного мнения. Какие проблемы существуют в определении функций общественного мнения в социологии?

30.       Проанализируйте функции общественного мнения в его взаимосвязи с другими социальными институтами общества (политическими, экономическими, культурными, коммуникативными, научными и др.).

31.       Каналы выражения общественного мнения на разных этапах общественного развития.

32.       Функции общественного мнения и их типологизация. Оценочные и регулятивные функции общественного мнения и их систематизация.

33.       Явные и латентные функции общественного мнения

34.       Понятие динамики общественного мнения и тенденций его развития. Что является основными движущими силами процесса формирования и развития общественного мнения?

35.       Закономерности развития общественного мнения, обусловленные его собственной природой.

36.       Закономерности развития общественного мнения, связанные с конкретно-историческими условиями его функционирования.

37.       Особенности проявления общественного мнения в современной России и других странах.

38.       Влияние информированности населения на процесс формирования общественного мнения. Роль в этом процессе различных видов информации.

39.       Основные качества социально информации для формирования зрелого общественного мнения.

40.       Понятие формальных и неформальных каналов передачи информации.

41.       Проанализируйте взаимосвязь общественного мнения с основными средствами массовой информации и коммуникации.

42.       Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.

43.       Как соотносятся методология и методика в социологических исследованиях общественного мнения? В чем их взаимосвязь?

44.       Традиционные и оперативные способы изучения общественного мнения. Поиск операционального определения и основных измеримых характеристик общественного мнения.

45.       Охарактеризуйте основные подходы к построению выборки в социологических исследованиях общественного мнения и проблемы, связанные с ее применением.

46.       Основные методы изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, экспертной оценки, фокус-групп, углубленного интервью и др.). Проведите анализ наиболее распространенных стилей и научных традиций изучения общественного мнения.

47.       Какие перспективы есть у качественных методов в изучении общественного мнения? Существуют ли ограничения их применения в этой области исследований?

48.       Применение новых междисциплинарных методов в исследовании общественного мнения.

49.       Влияние на выбор методов изучения общественного мнения исследуемого субъекта и объекта.

50.       Зависимость типа и объема выборки от предмета исследования. Специфика организационных аспектов изучения общественного мнения.

51.       Существует ли специфика организации социологического изучения общественного мнения? Особенности организации локальных, региональных, национальных и международных исследований общественного мнения.

52.       Научные традиции изучения общественного мнения в России и других странах и проблема их сопоставления.

53.       В чем состоит актуальность изучения общественного мнения в условиях современной России.

54.       Разработка и применение современных комплексных методик изучения общественного мнения.

55.       Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в условиях развития современного российского общества.

56.       Возможности использования данных общественного мнения в рамках социальной технологии управления.

57.       Отечественный опыт использования результатов общественного мнения в регулировании различных социальных процессов.

58.       Зарубежный опыт использования общественного мнения при проведении референдумов.

59.       Зарубежный опыт использования онлайновых опросов общественного мнения.

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

 

1.  Зарождение и развитие подходов к изучению общественного мнения.

2.  Место социологии общественного мнения в структуре социологического знания.

3.  Сравнительный анализ различных научных школ социологического исследования общественного мнения.

4.  Общественное мнение как социальный институт современного общества.

5.  Определение субъекта и объекта общественного мнения в социологических исследованиях.

6.  Функции общественного мнения, их классификации и типологизации в социологии.

7.  Основные движущие силы процесса формирования и развития общественного мнения в современном обществе.

8.  Основные методы изучения общественного мнения (анализ наиболее распространенных стилей и научных традиций изучения общественного мнения).

9.  Основные свойства и показатели общественного мнения, принципы их оценки и измерения.

10.                       Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии.

11.                       Зарубежный опыт исследований общественного мнения.

12.                       Взаимосвязь общественного мнения и средств массовой информации и коммуникации.

13.                       Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.

14.                       Анализ исследований общественного мнения по различным социально-экономическим проблемам (безработицы и трудоустройства, образования, здравоохранения и т.п.).

15.                       Анализ исследований общественного мнения по вопросам экологии и защиты окружающей среды.

16.                       Исследование динамики общественного мнения в сфере политики в современном обществе (отношение к государственным структурам, политическим деятелям и т.д.).

17.                       Исследование общественного мнения в отношении различных партий в современной России.

18.                       Исследование общественного мнения по проблемам культуры, сохранения духовного наследства (языка, архитектурных памятников, искусства и т.п.).

19.                       Анализ общественного мнения по проблемам модернизации в России.

20.                       Проблемы и новые возможности, открывающиеся в сфере изучения общественного мнения в информационном обществе.

21.                       Опыт использования результатов общественного мнения в регулировании различных социальных процессов.

 

Перечень вопросов к экзамену по курсу

 

1.    Предмет социологии общественного мнения.

2.    Место социологии общественного мнения в системе социологического знания. Взаимодействие социологии общественного мнения с другими науками.

3.     Формирование представлений об общественном мнении до XX века: в античности, в эпоху Возрождения, Новом времени, в XIX веке?

4.     Основные аспекты изучения общественного мнения в западной социологии в XX веке (влияние психологических факторов, публичной сферы, стереотипов на формирование общественного мнения).

5.     Первые эмпирические исследования общественного мнения за рубежом и в России.

6.     Общественное мнение как духовно-практический феномен.

7.     Дифференциация понятий: «общественное сознание», «индивидуальное сознание» и «массовое сознание». Их роль в формировании и функционировании общественного мнения.

8.     Интересы различных социальных общностей как основа проявления общественного мнения.

9.     Соотношение понятий: индивидуальное, коллективное (групповое) мнение и общественное мнение.

10.                       Основные подходы к структуризации общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты общественного мнения.

11.                       Социальные оценки как базовый элемент структуры общественного мнения. Влияние ценностных ориентаций, установок и стереотипов на общественное мнение.

12.                       Понятие объекта общественного мнения.

13.                       Критерии выделения объектов общественного мнения. Различные типы классификаций объектов общественного мнения.

14.                       Понятие субъекта общественного мнения.

15.                       Дифференциация подходов к определению субъектов общественного мнения: монистическая и плюралистическая традиции.

16.                       Социальная общность как ключевая категория социологического анализа общественного мнения. Социальные группы, классы, народы как субъекты общественного мнения.

17.                       Пути формирования общественного мнения. Интересы социальных общностей как движущая сила динамики общественного мнения.

18.                       Основные этапы существования общественного мнения: зарождение, формирование, функционирование.

19.                       Способы формирования общественного мнения.

20.                       Основные каналы и средства формирования общественного мнения.

21.                       Превращение общественного мнения в социальный институт. Институциональная трактовка общественного мнения в социологии.

22.                       Проблема учета общественного мнения в социальном и государственном управлении.

23.                       Факторы, влияющие на функционирование общественного мнения. Общественное мнение как социальный институт, взаимодействие с другими социальными институтами общества (политическими, экономическими, культурными и др.).

24.                       Каналы выражения общественного мнения на разных этапах общественного развития.

25.                       Функции общественного мнения и их типологизация. Оценочные и регулятивные функции общественного мнения и их систематизация.

26.                       Явные и латентные функции общественного мнения

27.                       Понятие динамики общественного мнения и тенденций его развития.

28.                       Закономерности развития общественного мнения, обусловленные его собственной природой.

29.                       Закономерности развития общественного мнения, связанные с конкретно-историческими условиями его функционирования.

30.                       Особенности проявления общественного мнения в современной России и других странах.

31.                       Влияние информированности населения на процесс формирования общественного мнения. Роль в этом процессе различных видов информации.

32.                       Основные качества социально информации для формирования зрелого общественного мнения.

33.                       Понятие формальных и неформальных каналов передачи информации. Взаимосвязь общественного мнения со средствами массовой информации и коммуникации.

34.                       Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.

35.                       Взаимосвязь методологии и методики в социологических исследованиях общественного мнения.

36.                       Традиционные и оперативные способы изучения общественного мнения. Поиск операционального определения и основных измеримых характеристик общественного мнения.

37.                       Основные методы изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, экспертной оценки, фокус-групп, углубленного интервью и др.).

38.                       Применение новых междисциплинарных методов в исследовании общественного мнения.

39.                       Влияние на выбор методов изучения общественного мнения исследуемого субъекта и объекта.

40.                       Зависимость типа и объема выборки от предмета исследования. Специфика организационных аспектов изучения общественного мнения.

41.                       Особенности организации локальных, региональных, национальных и международных исследований общественного мнения.

42.                       Научные традиции изучения общественного мнения в России и других странах и проблема их сопоставления.

43.                       Разработка и применение современных комплексных методик изучения общественного мнения.

44.                       Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в условиях развития современного российского общества.

45.                       Возможности использования данных общественного мнения в рамках социальной технологии управления.

46.                       Отечественный опыт использования результатов общественного мнения в регулировании различных социальных процессов.

  1. Зарубежный опыт использования общественного мнения при проведении референдумов, онлайновые опросы общественного мнения.