Социологический факультет О факультете Базовая кафедра ВЦИОМ Спецкурс для студентов V курса «Основы электорального поведения: опыт теоретического осмысления и эмпирического анализа»

Программа спецкурса

«Основы электорального поведения:
опыт теоретического осмысления и эмпирического анализа
»

Автор: к.п.н. Федоров Валерий Валерьевич

 

Лекция 1. Теории электорального выбора и российская политическая практика

Содержание лекции: основные теории электорального поведения: социологическая, социопсихологическая, экономическая, коммуникационная. Комбинированный подход и его применение к анализу российских выборов. Поведенческие установки и политический выбор. Электоральное поведение и политическое лидерство.

Основная литература:

Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М. 1992.

Дюверже М. Политические партии. М., 2002.

Косова Л.Б. Отношение к реформам как линия размежевания. // Политическая наука, 2004, № 4.

Дополнительная литература:

Андрющенко Е.П., Дмитриев А.В., Тощенко Ж.Т. Опросы и выборы 1995 года (опыт социологического анализа) // Социологические исследования, 1996, №6).

Елизаров А.Е., Красниковский В.Я. Электоральные страсти по доброму начальнику. // Мониторинг общественного мнения, №2 (82), 2007.

Вопросы к занятию:

1.       Каковы основные концепции электорального поведения?

2.       Насколько рационально поведение российских избирателей? Проиллюстрируйте примерами из истории отечественных выборов 1993-2008 гг.

3.       Как соотносятся поведенческие установки и политический выбор?

 

Лекция 2. Социальная структура и политические ценности

Содержание лекции: основные концепции социальной стратификации современного российского общества. Основные социальные группы современной России. Доминирующие политические ценности российского общества. «Общество потребления» и политика. Социально-демографические характеристики избирателей и их политические симпатии. Идеология и прагматика как факторы электорального выбора.

Основная литература:

Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004.

Реальная Россия (под ред. М.Тарусина). М., Институт общественного проектирования, 2006.

Кордонский С. Сословная структура постсоветской России. – М., Институт фонда «общественное мнение», 2008.

Дополнительная литература:

Шкаратан О., Ястребов Г. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация. // Социологические исследования, 2008, № 11.

Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества. // Полис. 2000. №6.

Вопросы к занятию:

1.       Каковы основные концепции социальной структуры современного российского общества?

2.       Каковы доминирующие политические ценности современного российского общества?

3.       Как соотносятся социально-демографические характеристики российских избирателей и их партийно-политические симпатии?

 

Лекция 3. Политическая культура и электоральное поведение

Содержание лекции: классификация политических культур. Гражданская и державническая политические культуры. Верхи и низы в державнической культуре: социальный контракт, потребительство – или сакрализация власти? Плебисцитарная демократия и её отличия от советской системы. Соотношение персон и институтов в плебисцитарной демократии. Тандемократия. Нарушения на выборах и миф о фальсификациях.

Основная литература:

Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture. Pro et Contra. Лето 2002.

Пивоваров Ю. Русская политическая традиция и современность. М. 2006.

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. // Полис, 1997, № 4.

Дополнительная литература:

Бирюков Н.И. Российская политическая культура: когнитивный подход. // Политическая наука, 2006, № 3.

Глебова И. Как Россия справилась с демократией. М., Росспэн, 2006.

Вопросы к занятию:

1.       Каковы основные типы политических культур? Сформулируйте их главные отличия

2.       В чем сходство и различия между советским и современным плебисцитарным вариантами державнической политической культуры?

3.       Каково соотношение потребительского, сакрального и контрактного подходов в электоральном поведении плебисцитарно-демократического типа?

 

Лекция 4. Историческая эволюция электорального поведения россиян

Содержание лекции: Ритуальный, демократический и плебисцитарный типы электорального поведения. Мотивация и формы электорального поведения в СССР. Хаотические реформы и попытки установления «прямой демократии» в 1989-1993 гг. Реставрация державной модели и кентаврический «либерально-самодержавный» режим Ельцина. Культурная контрреволюция и политические реформы Путина как переход от конкурентной - к плебисцитарной модели выборов. Преемничество как специфическая российская форма передачи власти. Модернизация политической системы при Медведеве: возможности и ограничения.

Основная литература:

Федоров В., Цуладзе А. Эпоха Путина. М. 2003.

От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян.// Под ред. Федорова В.В. М. 2007.

Образы российской власти: от Ельцина до Путина. // Под ред. Е.Б.Шестопал. М. 2008.

Дополнительная литература:

Путеводитель по выборам: политическая Россия-2007. М., ВЦИОМ, 2007.

Грэм Т. Россия: упадок и неопределенные перспективы возрождения. М., Росспэн, 2007.

Вопросы к занятию:

1.       Каковы основные этапы исторической эволюции электорального поведения россиян? Сформулируйте их содержание и основные отличия.

2.       Каково соотношение архаических и современных элементов российской политической культуры в плебисцитарной модели электорального поведения?

3.       Что такое преемничество и какова его роль в современном российском выборном процессе?

 

Лекция 5. Внешнеполитический фактор в электоральном поведении россиян

Содержание лекции: «Образ внешнего врага» в традиционном политическом сознании. Опыт радикальных реформ и отношение россиян к Западу. Америка как антагонист и одновременно модельный субъект, пример для подражания. «Суверенная демократия» и «модернизация» как этапы идеологического состязания России и Запада. Политические циклы в России и Америке. Электоральное поведение и внешняя политика: анализ выборов 1993-2008 гг.

Основная литература:

Дубин Б. «Противовес»: символика Запада в России последних лет. // Pro et Contra, том 8, 2004, №3.

Нойман И. Использование «Другого». М., Новое издательство, 2004.

Козырев Г. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях. // Социс, 2008, №1.

Дополнительная литература:

Злобин Н., Соловьев В.Противостояние: Россия – США. М., ЭКСМО, 2009.

Лайн Р. Россия и Запад: конфронтация неизбежна? // Россия в глобальной политике. Том 5.№ 6. ноябрь-декабрь 2007 г.

Вопросы к занятию:

1.       Какова роль «образа врага» в традиционном политическом сознании россиян?

2.       Как и по каким причинам изменилось восприятие Запада и прозападных политических сил в России в 1993-2008 гг.?

3.       Как повлияли внешнеполитические трансформации на результаты выборов в России в 1993-2008 гг.?

 

Лекция 6. СМИ и их влияние на поведение избирателей

Содержание лекции: современная система СМИ, охват ею избирателей. Основные элементы системы СМИ и их значение для электоральной политики. Влияние СМИ на результаты выборов: определяющее, значительное или несущественное? Доминирующие парадигмы современной журналистики: либертарианская, сервильная, социально-ответственная. Использование СМИ в политической борьбе: от пропаганды, через рекламу, к паблик рилейшнз. Техническая революция в сфере массовых коммуникаций и перспективы воздействия СМИ на избирателей в этой связи.

Основная литература:

Средства массовой информации постсоветской России. // Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. и др. //Под ред. Засурского Я.Н. М. 2002.

Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М. 1997.

Дополнительная литература:

Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков, 2007.

Задорин И. Средства массовой информации и политические предпочтения россиян в период избирательной кампании 1999 года. // Российские СМИ в избирательных кампаниях 1999-2000 годов. М. 2000.

Вопросы к занятию:

1.       Насколько серьезно и каким образом влияют средства массовой информации на электоральное поведение избирателей в современной России?

2.       Каковы основные парадигмы современной журналистики, чем они отличаются по влиянию на политическое поведение избирателей?

3.       Каковы возможности наращивания влияния СМИ на поведение избирателей в связи с развертывающейся технической революцией в массовых коммуникациях?