УМК Теория и практика социальной работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебно-методический комплекс

 

 

для специальности №040201 – социология

 

 

Москва 2010

 

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебно-методический комплекс

 

 

 

Составитель:

канд. социол. наук, Н.И. Белова

 

Рецензенты:

канд. социол. наук, И.В. Воробьева

канд. мед. наук, доц. Е.А. Воробцова

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры прикладной социологии 13.11.2009 г, протокол № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет 2010

 

 

I.                  ПРОГРАММА КУРСА

 

1.1.         Пояснительная записка

В современном российском обществе социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого поступательного развития социума.

Дисциплина «Теория и практика социальной работы» относится к общепрофессиональным и изучается студентами IV курса, обучающимся по специальности «социология». Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-третьем годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение теории и практики социальной работы.

Учитывая специфику общепрофессиональной подготовки студентов, акцент при изложении материала делается на раскрытии приемов и технологий решения важнейших социальных проблем, работы с особыми группами населения, которые предварительно могут быть исследованы с помощью арсенала социологии.

 

1.2.         Организационно-методический раздел

Целью данной дисциплины является формирование у студентов-социологов целостного представления о теоретических основах социальной работы и основных ее технологиях (практике). 

Достижение цели предусматривает решение в процессе изучения курса следующих задач:

-         изучение теоретических основ социальной работы;

-         анализ отечественного и международного опыта развития законодательства в области  социальной работы;

-         знакомство с  отечественным и зарубежным опытом организации социальной работы;

-         рассмотрение основных подходов к изучению технологии социальной работы;

-         изучение технологии социальной работы в учреждениях разного типа и разной ведомственной принадлежности.

-         изучение технологии социальной работы с различными группами населения, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Изучив дисциплину, студент должен знать:

-       объект, субъект, типы, виды и уровни социальной работы; 

-       специфические ценности социальной работы; 

-       взаимосвязь социальной работы и социальной политики;

-       правовые основы социальной работы; 

-       организацию социальной работы  в России;

-       зарубежный опыт социальной работы с социально депривированными группами;

-       роль общественных организаций в решении проблем социально депривированных групп населения; 

-       технологии социальной работы с различными группами населения: подростками, молодежью, лицами трудоспособного возраста; лицами пожилого возраста;  

-       технологии социальной работы в учреждениях различных ведомств: образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания. 

     Изучив курс, студент должен уметь:

-                   использовать теоретические знания в области социальной работы для разработки стратегий и конкретных программ помощи различным группам населения на территориальном, региональном  и федеральном уровнях;

-                   анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране.

 

При изучении дисциплины «Теория и практика социальной работы» используются следующие методы:

- лекционные занятия с мультимедийным сопровождением

- дискуссии

- анализ литературы и иных источников

- работа с электронными информационными ресурсами

- анализ реальных трудных жизненных ситуаций

- выездные занятия с целью ознакомления организации деятельности социальных служб

- микроисследование в сфере социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3           . Содержание программы

 

Раздел I. Теория и история социальной работы

 

Тема 1. Теоретические основы социальной работы

 

Актуальность возникновения социальной работы. Социальная работа как общественное явление, научное направление, профессиональный вид деятельности и учебная дисциплина.

Интегративный и междисциплинарный характер социальной работы. Взаимосвязь социальной работы и социологии.

Объект, субъект, типы, виды и уровни социальной работы, их исторические, методологические и теоретические основания. Социальная проблема: определение и классификация.  Формирование теоретических представлений о «помощи».

 

Тема 2. Становление теории социальной работы  

 

Методологические проблемы  теории социальной работы. Этапы становления  теории социальной работы. Основоположники теории социальной работы: основные идеи и подходы.

Современные теории социальной работы. Комплексный подход к теории социальной работы. 

 

Тема 3. Социальная работа как профессиональный вид деятельности

 

Становление социальной работы как профессионального вида деятельности. Основоположники социальной работы – Джейн Адамс и Мэри Элен Ричмонд: основные идеи и подходы.

Специфические ценности социальной работы как профессионального вида деятельности. Профессиональные роли социального работника. Функции социального работника: диагностическая, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная, охранно-защитная.

 

Тема 4. Социальная политика и социальная работа  

 

Социальная политика: понятие, цели, функции. Социальная защита, социальная помощь (поддержка), социальное обеспечение, социальное обслуживание.  Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Уровни социальной работы и социальной политики. Субъекты и объекты социальной политики и социальной работы. Основные принципы социальной работы и социальной политики. 

 

Тема 5. Организация социальной работы   в России  

 

Многоуровневая система организации социальной работы. Учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания  населения как организационная основа становления социальной работы в России.     

Правовые основы социальной работы. Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы. Законы и нормативные акты общего и специального характера. Социальные права в сфере здравоохранения. Социальные права в сфере социального обслуживания населения. Социальные права в сфере труда. Социальные права отдельных групп населения: пожилых и инвалидов, безнадзорных и беспризорных и др.

Место и роль общественных организаций в становлении и развитии социальной работы в России.

 

Тема 6. Зарубежный опыт социальной работы  

Европейская и американская модели   социальной работы: общность и различия. Развитие системы социального обеспечения и социального обслуживания в Европе.

Система социальной защиты населения в США: основные формы, источники финансирования, социальные программы и помощь населению.

 

Тема 7. Роль общественных организаций в решении социальных проблем граждан

 

Негосударственные некоммерческие организации как форма общественного самоуправления. Правовое обеспечение деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Формы организации некоммерческих неправительственных организаций: общественные организации (объединения), фонды, учреждения и др. Основные направления деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Роль некоммерческих неправительственных организаций в социальной защите социально депривированных групп.

 

 

Раздел II. Технологии социальной работы

в различных учреждениях 

 

Тема 8. Технологии социальной работы

 

Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы.

Классификация технологии (практики) социальной работы. Уровни основных технологий социальной работы: макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии.

Зарубежный подход к классификациям практик социальной работы. Российские модели классификации практики социальной работы.

 

Тема 9. Технологии социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения

 

Социальное обслуживание населения: сущность, основные принципы и формы. Нормативные и правовые акты, регулирующие деятельность по социальному обслуживанию населения  на территории Российской Федерации. Категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание. Типология учреждений социального обслуживания населения. Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСО) как универсально учреждение социального обслуживания. Структура, цели и задачи деятельности КЦСО. Основные технологии работы в КЦСО.

 

Тема 10. Технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения

 

Социально-медицинское направление социальной работы. Базовая модель социально-медицинской работы. Типология учреждений здравоохранения. Объекты социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения: инвалиды, клиенты с выраженными социальными проблемами, длительно и часто болеющие, члены семьи клиента и ближайшее окружение, группа повышенного риска.

Содержание профилактической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. Содержание патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения.

 

Тема 11. Технологии социальной работы в учреждениях образования

 

Типы и виды образовательных учреждений. Сеть специальных учреждений. Объекты социальной работы в учреждениях образования. Основные технологии работы в учреждениях образования. Содержание  профилактической направленности социальной работы в учреждениях образования.

 

 

Раздел III. Технологии социальной работы

с  различными категориями населения

 

Тема 12. Технологии социальной работы с детьми и подростками

 

Социальные проблемы детей и подростков и пути их решения. Классификация трудных жизненных ситуаций детей, при которых оказывается государственная поддержка. Учреждения, осуществляющие помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основные технологии социальной работы с детьми и подростками: индивидуальные, групповые, организационные.

 

Тема 13. Технологии социальной работы с молодежью

 

Проблемы молодежи в современном российском обществе. Государственная политика помощи молодежи. Учреждения, осуществляющие помощь молодежи.

Классификация технологии социальной работы с молодежью. Основные уровни социальной работы с молодежью: индивидуальный, работа с группами, макроуровень.

 

Тема 14. Технологии социальной работы с лицами трудоспособного возраста

 

         Социальные проблемы населения трудоспособного возраста. Учреждения, осуществляющие помощь лицам трудоспособного возраста.

Проблема занятости трудоспособного населения (молодежная, женская безработица). Государственная политика в области занятости трудоспособного населения. Учреждения, осуществляющие помощь безработным. Технологии социальной работы в сфере занятости населения. 

 

Тема 15. Технологии социальной работы с пожилыми лицами

 

         Проблемы пожилых людей в России. Основные направления социальной защиты пожилых лиц. Технологии социальной работы с пожилыми лицами.

Социальное обслуживание пожилых лиц. Учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан пожилого возраста.

 

 

 

1.4. Список рекомендуемых источников и литературы, электронных и других ресурсов

 

ОСНОВНОЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ЭЛЕКТРОННЫХ И ДРУГИХ РЕСУРСОВ

 

1.     Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2007. -  40 с.

2.Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

3.Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1995.       № 48. Ст. 4563.

4.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

5.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.  № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.  № 14. Ст. 1650.

6.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.  № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.  № 29. Ст. 3702.

7.Федеральная целевая программа «Дети России на 2007-2010 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р // Российская газета" - Федеральный выпуск №4285 от 2 февраля 2007 г.

8.Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21.05.2007, № 21, ст. 2506; 25.02.2008, № 8, ст.751

9.     Концепция Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы» от 28 сентября 2005 г. № 1515-р // электронный ресурс доступа: www.mzsrrf.ru

10.           Кравченко А.И. Социальная работа. – М.: Проспект, 2008. – 413 с.

11.           Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: учебное пособие. - М.: Изд. Мос ГУ, 2006. – 100 с.

12.           Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 568 с.

13.           Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.

14.           Социальная работа: Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

15.           Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

16.           Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

 

Электронные и другие ресурсы:

 

1.     Организация Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.un.org/russian

2.     Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://www.who.int/ru/

3.     Международная организация труда // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.ilo.ru

4.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

5.     Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mon.gov.ru

6.     Федеральная миграционная служба // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fms.gov.ru

7.     Федеральная служба по труду и занятости // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.rostrud.info

8.     Фонд социального страхования Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fss.ru/ 

9.     Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

10.           Департамент социальной защиты населения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dszn.ru

11.           Департамент здравоохранения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mosgorzdrav.ru

12.           Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dsmp.mos.ru

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ЭЛЕКТРОННЫХ И ДРУГИХ РЕСУРСОВ

 

1.     Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чечихина и др.; под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

2.     Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999. – 240 с.

3.     Павленок Д.П. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

4.     Решетников А.В. Социология медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

5.     Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. – М.: ИСР, 1997.

6.     Технология социальной работы / под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М,  2004. – 400 с.

7.     Холостова Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.

 

Электронные и другие ресурсы:

 

1.     Всероссийское общество слепых // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:http://www.vos.org.ru

2.     Всероссийское общество глухих // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.vog.su

3.     Межрегиональный благотворительный Фонд Содействия реабилитации инвалидам «Преодоление» // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.preodolenie.ru

4.     Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.perspektiva-inva.ru

5.     Региональная общественная организация инвалидов с детства (РООИД) // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.rooid.ru

6.     Общественный фонд «Содействие» // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://www.assistancerussia.org

 

Список литературы, имеющейся в библиотеке РГГУ

1.     Глазьев С.Ю.  Благосостояние и справедливость: как победить бедность в богатой стране / Сергей Глазьев. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2003. - 190 с.

2.     Интегрированная старость: практики социального участия : [коллектив. моногр.] / [М. Э. Елютина и др.]; под ред. М. Э. Елютиной. - Саратов: Наука, 2007. – 252 с.

3.     Ключарев Г.А. Совершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации / Григорий Ключарев, Елена Пахомова, Ирина Трофимова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Центр социол. исслед. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2007. - 287 с.

4.     Корсаненкова А. Ф.  Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации: (правовой аспект) / А. Ф. Корсаненкова, Ю. Б. Корсаненкова. - М.: [б. и.], 2007. - 172 с.

5.     Медведев Д.А.  Национальные приоритеты: ст. и выступления / Дмитрий Медведев. - М.: Европа, 2008. - 502 с.: ил.

6.     Международная организация труда : конвенции, документы, материалы : справ. пособие / [сост. и авт. предисл. и вступ. ст. З. С. Богатыренко]. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 751 с.

7.     Сирота Н.А.  Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 174 с.

8.     Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало VIII - конец XIX вв.) / А. Р. Соколов. - СПб.: Лики России, 2006. - 647 с.

9.     Сорокин П.А. Голод как фактор: влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь / Питирим Сорокин; [вступ. ст., сост., коммент., подгот. к печати В. В. Сапова и В. С. Сычевой; Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т П. Сорокина - Н. Кондратьева]. - М.: Academia, 2003. - XII, 678 с.

10.     Тебиев Б.К.   Государство, общество и "трудные дети" в досоветской России : гос.-правовая мысль, соц. политика и обществ.-благотвор. деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности несовершеннолетних в России XVIII - начала XX века / Б. К. Тебиев, О. А. Коркищенко ; Моск. регион. соц.-экон. ин-т. - Изд. 2-е, испр. - М.: МПА-Пресс, 2005. - 139 с.

 

 

1.5.         Примерный перечень контрольных вопросов

 

1.     Социальная работа: интегративный и междисциплинарный характер. 

2.     Теории социальной работы: комплексный подход.

3.     Объекты и субъекты социальной работы.

4.     Типы, виды и уровни социальной работы.

5.     Социальная проблема: определение и классификация. 

6.     Формирование теоретических представлений о «помощи».

7.     Становление социальной работы как профессионального вида деятельности.

8.     Основные идеи и подходы Джейн Адамс.

9.     Основные идеи и подходы Мэри Элен Ричмонд.

10.     Диагностическая и функциональная школы социальной работы.

11.      Специфические ценности социальной работы как профессионального вида деятельности.

12.     Профессиональные роли и функции социального работника.

13.     Социальная политика: понятие, цели, функции.

14.     Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

15.      Уровни социальной работы и социальной политики.

16.     Субъекты и объекты социальной политики и социальной работы.

17.     Основные принципы социальной работы и социальной политики. 

18.     Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы.

19.     Законы и нормативные акты общего и специального характера.

20.      Социальные права граждан в сфере здравоохранения.

21.     Социальные права граждан в сфере социального обслуживания.

22.     Социальные права граждан в сфере труда.

23.     Социальные права различных групп населения.

24.     Система организации социальной работы в России.

25.     Место и роль общественных организаций в становлении и развитии социальной работы в России.

26.     Негосударственные некоммерческие организации, оказывающие помощь социально незащищенным группам населения: правовое обеспечение, формы организации.

27.     Основные направления деятельности некоммерческих неправительственных организаций.

28.     Сравнительный анализ европейской и американской моделей   социальной работы.

29.     Развитие системы социального обеспечения в Европе: классификация моделей социальной политики.

30.     Система социальной защиты населения в США: основные формы, источники финансирования.

31.     Государственная и негосударственная формы социальной поддержки и помощи населению за рубежом.

32.     Виды учреждений и организаций социальной защиты за рубежом.

33.     Интерпретации технологии социальной работы: проблемы, основные подходы.

34.     Технологии социальной работы: сущность, принципы.

35.     Основные виды, формы и методы технологии социальной работы.

36.     Зарубежный подход к классификациям практик социальной работы.

37.     Российские модели классификации практики социальной работы.

38.     Социальное обслуживание населения: сущность, основные принципы и формы. 

39.     Нормативные и правовые акты, регулирующие деятельность по социальному обслуживанию.

40.     Учреждения социального обслуживания населения: типология, основные цели и задачи.

41.     Содержание и методика социальной работы в стационарных учреждениях социального обслуживания: пансионатах, домах-интернатах различного профиля, специализированных санаториях, домах сестринского ухода, геронтологических центрах, социально-реабилитационных центрах.

42.     Содержание и методика социальной работы в полустационарных социальных учреждениях: отделениях дневного или ночного пребывания муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

43.     Содержание и методика социальной работы в учреждениях социального обслуживания на дому: комплексных центрах социального обслуживания населения, территориальных центрах социальной помощи семье и детям, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

44.     Основные технологии социальной работы в Комплексном центре социального обслуживания населения.      

45.     Социально-медицинское направление социальной работы: основные понятия и категории.

46.     Цель и объекты социально-медицинской работы.

47.     Базовая модель социально-медицинской работы: направленности социально-медицинской работы и группы клиентов.

48.     Содержание профилактической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения. 

49.     Содержание патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения.

50.     Типы и виды образовательных учреждений.

51.     Объекты социальной работы в учреждениях образования.

52.     Технологии социальной работы в учреждениях образования.

53.     Социальные проблемы детей и подростков.

54.     Классификация трудных жизненных ситуаций детей.

55.     Учреждения, осуществляющие помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

56.     Индивидуальные технологии социальной работы с детьми и подростками.

57.     Групповые технологии социальной работы с детьми и подростками.

58.     Организационные технологии социальной работы с детьми и подростками.

59.     Проблемы молодежи в современном российском обществе.

60.     Государственная политика помощи молодежи.

61.     Учреждения, осуществляющие помощь молодежи.

62.     Классификация технологии социальной работы с молодежью.

63.     Основные принципы индивидуальной формы работы с молодежью.

64.     Групповая форма социальной  работы с молодежью.

65.     Уличная (аутрич) работа с молодежью.

66.     Проблема занятости трудоспособного населения.

67.     Государственная политика в области занятости трудоспособного населения.

68.     Учреждения, осуществляющие помощь безработным.

69.     Технологии социальной работы в сфере занятости населения. 

70.     Проблемы пожилых людей в российском обществе.

71.     Основные направления социальной защиты пожилых лиц.

72.     Технологии социальной работы с пожилыми лицами.

73.     Социальное обслуживание как основная технология социальной работы с пожилыми лицами.

74.     Учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан пожилого возраста.

 

 

1.6.         Примерная тематика рефератов и курсовых работ

 

1.        Взаимодействие государственных учреждений и неправительственных организаций в решении проблем граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

2.        Социально-депривированные группы населения. 

3.        Социальные проблемы детей и подростков в России.

4.        Социализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

5.        Индивидуальные технологии социальной работы с детьми и подростками.

6.        Групповые технологии социальной работы с детьми и подростками.

7.        Проблемы молодежи в современном российском обществе.

8.        Государственная политика помощи молодежи.

9.        Технологии социальной работы с молодежью.

10.   Проблема занятости трудоспособного населения.

11.   Безработица населения как глобальная проблема.

12.   Государственная политика в области занятости трудоспособного населения.

13.   Технологии социальной работы в сфере занятости населения. 

14.   Проблемы пожилых людей в России.

15.   Образовательные стратегии пенсионеров в РФ.

16.   Основные направления социальной защиты пожилых лиц.

17.   Технологии социальной работы с пожилыми лицами.

18.   Социальное обслуживание пожилых лиц: проблемы и пути решения.

19.   Учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан пожилого возраста.

20.   Профессиональная социализация социальных работников.

21.   Формирование системы благотворительности в России.

22.   Сравнительный анализ западных и отечественных моделей социальной работы.

23.   Развитие профессиональной и непрофессиональной социальной работы в России.

24.   Деятельность общественных организаций по социальной помощи социально-депривированным группам населения.

25.     Трансформация социальной помощи инвалидам в России.

26.   Проблемы инвалидов в России.

27.   Инвалидность как медико-социальная проблема.

28.   Гендерные проблемы инвалидов.

29.   Медико-социальные проблемы семей, имеющих детей-инвалидов.

30.   Социальная реабилитация детей-инвалидов в РФ.

31.   Воспитание и обучение детей-инвалидов.  

32.   Социальные меры реабилитации как основа интеграции инвалидов в общество.

33.   Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность.

34.   Формирование реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для инвалидов.        

35.   Деятельность общественных организаций по оказанию помощи инвалидам.

 

 

 

 

1.7.         Распределение часов по темам и видам работ

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и практика социальной работы»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лекции

Практ.

занятия

Семи

нары

Самост.

работа

Раздел I. Теория и история социальной работы

1.  

Теоретические основы социальной работы

6

2

-

4

2.  

Становление теории социальной работы

6

2

-

4

3.  

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

8

2

-

6

4.  

Социальная политика и социальная работа

8

2

-

6

5.  

Организация социальной работы   в России

8

2

-

6

6.  

Зарубежный опыт социальной работы

8

2

-

6

7.  

Роль общественных организаций в решении социальных проблем граждан

8

-

-

8

Раздел II. Технологии социальной работы

в различных учреждениях

8.  

Технологии социальной работы

8

2

-

6

9.  

Технологии социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения

10

2

2

6

10.          

Технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения

8

2

2

4

11.          

Технологии социальной работы в учреждениях образования

10

2

-

8

Раздел III. Технологии социальной работы

с  различными категориями населения

12.          

Технологии социальной работы с детьми и подростками

8

-

2

6

13.          

Технологии социальной работы с молодежью

8

-

2

6

14.          

Технологии социальной работы с лицами трудоспособного возраста

8

-

2

6

15.          

Технологии социальной работы с пожилыми лицами

8

-

2

6

 

ИТОГО ЧАСОВ:

120

20

12

88

 

 

II.                ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

2.1.         Пояснительная записка

Семинарские занятия предназначены для студентов-социологов IV курса, прослушавших лекции по дисциплине «Теория и практика социальной работы».  На семинарские занятия отводится 12 аудиторных часов.

Вопросы, рассматриваемые в рамках семинарских занятий, являются ключевыми аспектами предлагаемых тем, в них акцентируется внимание на нюансах решения конкретной проблемы.

При подготовке к семинарам студент использует лекционный материал, а также литературные и другие источники.

Список рекомендуемой литературы для подготовки к семинарским занятиям составлен исходя из степени ее актуальности, научной обоснованности и доступности для студента. Электронные публикации в Интернет помогут ознакомиться с различными методами в социальной работе, исследованиями в рамках социологии социальной работы и социологии социальной сферы.

 

2.2.         Содержание семинарских занятий

 

Раздел II. Технологии социальной работы

в различных учреждениях

 

Тема  «Технологии социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения» - 2 часа

 

1.     Социальное обслуживание населения: сущность, основные принципы и формы.

2.     Нормативные и правовые акты, регулирующие деятельность по социальному обслуживанию.

3.     Категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание.

4.     Типология учреждений социального обслуживания населения.

5.     Комплексный центр социального обслуживания населения: цели и основные задачи, структура.

6.     Основные технологии работы в КЦСО.

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(основная)

1.Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1995.       № 48. Ст. 4563.

2.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

3.Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

2.     Департамент социальной защиты населения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dszn.ru

3.     Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

 

Рекомендуемая  литература:

(дополнительная)

1.Павленок Д.П. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

2.     Холостова Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.

 

 

Тема  «Технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения» - 2 часа

 

1.     Социально-медицинское направление социальной работы.

2.     Базовая модель социально-медицинской работы.

3.     Типология учреждений здравоохранения.

4.     Объекты социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения.

5.     Содержание профилактической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения.

6.     Содержание патогенетической направленности социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения.

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(основная)

1.Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

2.Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21.05.2007, № 21, ст. 2506; 25.02.2008, № 8, ст.751

3.Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: учебное пособие. - М.: Изд. Мос ГУ, 2006. – 100 с.

4.Павленок Д.П. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

2.     Департамент социальной защиты населения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dszn.ru

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(дополнительная)

1.     Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999. – 240 с.

2.     Медведев Д.А.  Национальные приоритеты: ст. и выступления / Дмитрий Медведев. - М.: Европа, 2008. - 502 с.: ил.

3.     Решетников А.В. Социология медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

4.     Сирота Н.А.  Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 174 с.

Электронные и другие ресурсы:

1. Организация Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.un.org/russian/

2. Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:   http://www.who.int/ru/

3. Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

 

Раздел III. Технологии социальной работы

с  различными категориями населения

 

Тема  «Технологии социальной работы с детьми и подростками» - 2 часа

 

1.     Социальные проблемы детей и подростков.

2.     Классификация трудных жизненных ситуаций детей.

3.     Учреждения, осуществляющие помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

4.     Индивидуальные технологии социальной работы с детьми и подростками.

5.     Групповые технологии социальной работы с детьми и подростками.

6.     Организационные технологии социальной работы с детьми и подростками.

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(основная)

1.Федеральная целевая программа «Дети России на 2007-2010 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р // Российская газета" - Федеральный выпуск №4285 от 2 февраля 2007 г.

2.Павленок Д.П. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

3.Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

2.     Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mon.gov.ru

3.     Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

4.     Департамент социальной защиты населения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dszn.ru

5.     Департамент здравоохранения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mosgorzdrav.ru

6.     Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dsmp.mos.ru

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(дополнительная)

1.Корсаненкова А.Ф. Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации: (правовой аспект) / А. Ф. Корсаненкова, Ю. Б. Корсаненкова. - М.: [б. и.], 2007. - 172 с.

2.Тебиев Б.К. Государство, общество и "трудные дети" в досоветской России : гос.-правовая мысль, соц. политика и обществ.-благотвор. деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности несовершеннолетних в России XVIII - начала XX века / Б. К. Тебиев, О. А. Коркищенко ; Моск. регион. соц.-экон. ин-т. - Изд. 2-е, испр. - М.: МПА-Пресс, 2005. - 139 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Организация Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.un.org/russian

2.     Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://www.who.int/ru/

 

Тема  «Технологии социальной работы с молодежью» - 2 часа

 

1.     Проблемы молодежи в современном российском обществе.

2.     Государственная политика помощи молодежи.

3.     Учреждения, осуществляющие помощь молодежи.

4.     Классификация технологии социальной работы с молодежью.

5.     Индивидуальная помощь.

6.     Социальная  работа с группами.

7.     Социальная работа на улице (аутрич-работа).

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(основная)

1.Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.

2.Социальная работа: Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

3.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 568 с.

4.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

5.Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

2.     Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mon.gov.ru

3.     Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dsmp.mos.ru

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(дополнительная)

1.Ключарев Г.А. Совершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации / Григорий Ключарев, Елена Пахомова, Ирина Трофимова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Центр социол. исслед. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2007. - 287 с.

2.Медведев Д.А. Национальные приоритеты: ст. и выступления / Дмитрий Медведев. - М.: Европа, 2008. - 502 с.: ил.

3.Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 174 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Федеральная служба по труду и занятости // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.rostrud.info

2.     Департамент социальной защиты населения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dszn.ru

3.     Департамент здравоохранения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mosgorzdrav.ru

4.     Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

 

Тема  «Технологии социальной работы с лицами трудоспособного возраста» - 2 часа

 

1.     Проблема занятости трудоспособного населения.

2.     Государственная политика в области занятости трудоспособного населения.

3.     Учреждения, осуществляющие помощь безработным.

4.     Технологии социальной работы в сфере занятости населения. 

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(основная)

1.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.  № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.  № 29. Ст. 3702.

2.Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.

3.Социальная работа: Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

4.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 568 с.

5.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

6.Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Международная организация труда // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.ilo.ru

2.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

3.     Федеральная служба по труду и занятости // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.rostrud.info

4.     Фонд социального страхования Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fss.ru/ 

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(дополнительная)

1.Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21.05.2007, № 21, ст. 2506; 25.02.2008, № 8, ст.751

2.     Концепция Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы» от 28 сентября 2005 г. № 1515-р // электронный ресурс доступа: www.mzsrrf.ru

3.Международная организация труда : конвенции, документы, материалы : справ. пособие / [сост. и авт. предисл. и вступ. ст. З. С. Богатыренко]. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 751 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Федеральная миграционная служба // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.fms.gov.ru

2.     Департамент социальной защиты населения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dszn.ru

3.     Департамент здравоохранения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.mosgorzdrav.ru

4.     Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

 

Тема  «Технологии социальной работы с пожилыми лицами» - 2 часа

 

1.     Проблемы пожилых людей.

2.     Основные направления социальной защиты пожилых лиц.

3.     Технологии социальной работы с пожилыми лицами.

4.     Социальное обслуживание пожилых лиц.

5.     Учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан пожилого возраста.

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(основная)

1.Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1995.       № 48. Ст. 4563.

2.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

3.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 568 с.

4.Павленок Д.П. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.

5.Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации   // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.minzdravsoc.ru

2.     Департамент социальной защиты населения г. Москвы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.dszn.ru

3.     Агентство социальной информации // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.asi.org.ru

 

Рекомендуемая  литература и электронные ресурсы:

(дополнительная)

1.     Социальная работа: Учебное пособие / под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

2.     Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.

3.     Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2007. – 512 с.

4.     Холостова Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.

Электронные и другие ресурсы:

1.     Организация Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.un.org/russian

2.     Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://www.who.int/ru/

3.     Всероссийское общество слепых // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.vos.org.ru

4.     Всероссийское общество глухих // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.vog.su

5.     Межрегиональный благотворительный Фонд Содействия реабилитации инвалидам «Преодоление» // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.preodolenie.ru

6.     Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.perspektiva-inva.ru

7.     Общественный фонд «Содействие» // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://www.assistancerussia.org

 

 

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

При изучении дисциплины «Теория и практика социальной работы» студенту следует использовать федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты РФ, монографии, учебники, учебные пособия, справочники (в том числе статистические), а также новейшие научные публикации в научных изданиях (материалах научных и практических конференций, тематических сборниках и т.д.), в том числе периодических (журналах, газетах). Для поиска необходимых материалов помимо фондов научной библиотеки РГГУ и других библиотек можно также обращаться к ресурсам Интернета, включая справочные системы «Гарант», «Консультант» и др.

 

 

IV. СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

В ходе изучения дисциплины «Теория и практика социальной работы» предполагается использование как текущего, так и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в следующих  формах:

- экспресс-опрос по окончанию лекционного занятия

- письменная работа «Анализ реальной трудной жизненной ситуации»

- доклад по теме семинарского занятия.

К формам итогового контроля относятся:

- итоговое тестирование по всем изучаемым темам

- учебный проект по исследованию деятельности социальных служб

Все формы контроля оцениваются в баллах, результаты обеих форм контроля складываются. Шкала оценок соответствует принятой в РГГУ 100-балльной системе оценки, где:

«отлично» -  91 – 100 баллов;

«хорошо» - 75 – 90 баллов;

«удовлетворительно» - 60 – 74 баллов;

«неудовлетворительно» - менее 60 баллов.

 

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

5.1. Письменная работа «Анализ реальной трудной жизненной ситуации» (объем 3-4 стр.)

Работа представляет собой индивидуально выполненный проект по реальному жизненному случаю. Студент должен:

1.                 Найти в периодической печати, Интернете или ином источнике подробное описание трудной жизненной ситуации от лица клиента (Смотри определение «трудная жизненная ситуация»).

2.                 Произвести разбор ситуации клиента, обосновать необходимость и возможность оказания ему практической социальной помощи.

3.                 Предложить возможный план работы социального работника с клиентом, описать основные методы и технологии такой работы.

4.                 Предложить возможные методы научного изучения проблем данной группы клиентов, в том числе с использованием социологических инструментов.

 

5.2. Тестовые задания

1.    Социальная работа – это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь …

 

а) всем группам населения

б) социально обеспеченным группам

в) социально-депривированным группам

г) социально защищенным группам

 

2.    Социальную работу принято рассматривать как (выберите один неправильный вариант ответа):

а) деятельность по защите прав граждан

б) учебная дисциплина

в) научное направление

г) общественное явление

д) профессиональный вид деятельности

3.    Под трудной жизненной ситуацией принято понимать:

а) сложное общественное явление

б) нарушение здоровья человека и наличие у него социальных проблем

в) ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно

г) малообеспеченность и потребность в защите государства

4.    Основоположником индивидуального метода социальной работы является:

 

а) М. Ричмонд

б) М. Кук

в) М. Раймонд

г) М. Рурк

 

5.    Основоположником медицинской модели социальной работы является:

 

а) Ю. Шапиро

б) М. Ричмонд

в) З. Фрейд

г) П. Кункель

 

6.    Идеи М. Ричмонд нашли свое отражение в развитии следующих теоретических школ:

 

а) диагностической и проблематической

б) диагностической и лечебной

в) диагностической и структурной

г) диагностической и функциональной

 

7.    Согласно М. Ричмонд социальные мероприятия, относящиеся к косвенному методу, направлены:

а) на социальное окружение клиента

б) на самого клиента

в) на решение конкретной проблемы

г) на выявление социальных потребностей клиента

8.    Согласно М. Ричмонд социальные мероприятия, относящиеся к непосредственному методу, направлены:

а) на ближайшее окружение клиента

б) на самого клиента

в) на создание «здоровой»  окружающей среды

г) на решение конкретной проблемы

9.    Все определения «социальная работа» сводятся в трактовке данного социального института как к механизму помощи, в результате которой клиент:

а) получает все полагающиеся ему льготы

б) получает помощь от соответствующих специалистов

в) получает услуги в учреждениях социального обслуживания

г) получает навыки к самопомощи

10.      Формирование теоретических представлений о «помощи» как социального феномена прошло в несколько этапов:

а) 5 этапов развития

б) 4 этапов развития

в) 3 этапов развития

г) 6 этапов развития

11.      Представители диагностической школы претерпели сильное влияние со стороны теории:

а) Дж. Адамс

б) З. Фрейда

в) Р. Роджерса

г) Дж. Дьюи

12.      Представители диагностической школы при работе с клиентом основной акцент делали:

а) на сбор информации о детстве клиента

б) на сбор информации о проблемах клиента

в) на сбор информации об окружении клиента

г) на сбор информации о заболеваниях клиента

13.      Родоначальником теории социальной работы, связанной с развитием Движения сеттльментов является:

 

а) Дж. Адамс

б) З. Фрейд

в) М. Раймонд

г) Роджерс

14.      В нашей стране социальная работа, как профессиональный вид деятельности, была введена:

 

а) в 1993 году

б) в 1992 году

в) в 1991 году

г) в 1990 году

 

15.      Согласно базовой модели социально-медицинской  работы выделяют следующее количество направлений работы:

а) 3

б) 2

в) 5

г) 6

16.      Согласно концепции социально-медицинской  работы, с инвалидами в большей мере будут осуществляться мероприятия:

а) профилактической направленности

б) патогенетической направленности

в) психологической направленности

г) педагогической направленности

17.      Согласно концепции социально-медицинской  работы, с группой повышенного риска в большей мере будут осуществляться мероприятия:

а) профилактической направленности

б) патогенетической направленности

в) психологической направленности

г) педагогической направленности

18.      Согласно базовой модели социально-медицинской  работы выделяют следующее количество проблемных групп:

а) 3 группы

б) 2 группы

в) 5 групп

г) 6 групп

19.      Согласно базовой модели социально-медицинской  работы выделяют следующие направления работы (выберите правильные варианты ответа):

а) профилактической направленности

б) психологической направленности

в) педагогической направленности

г) патогенетической направленности

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Программа учебной дисциплины

3

    1.1  Пояснительная записка

3

    1.2  Организационно-методический раздел

4

    1.3  Содержание учебной программы

6

    1.4  Список рекомендуемой литературы (основной и        дополнительной)

12

    1.5  Примерный перечень вопросов к экзамену

17

    1.6  Примерная тематика рефератов и курсовых работ

21

    1.7  Учебно-тематический план

23

II. Планы семинарских занятий

24

    2.1  Пояснительная записка

24

    2.2.Содержание семинарских занятий

24

III. Методические рекомендации по изучению курса

36

IV.Система текущего и итогового контроля знаний студентов

36

V. Методическое обеспечение текущего и итогового контроля знаний студентов

37

    5.1. Письменная работа

37

    5.2 Тестовые задания

38